DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Если верить кино, в 50-е годы пришельцы атаковали нашу маленькую планету регулярно. То присылали своих роботов, то сами наведывались к нам на летающих тарелках. Но 1958-м они придумали что-то новенькое — под видом невинного облачка космические захватчики приземлились близ альпийского городка и начали методично отрывать головы местным скалолазам. Это событие вошло во всемирную историю страха под названием «Ужас Тролленберга». Подробнее о вторжении глазастых пришельцев рассказывает Максим Шаповал.

Садясь смотреть «Перед самым рассветом», сразу настраиваешься на хоррор-классику, ибо фильм был действительно высоко оценен отдельными критиками и многими зрителями из целевой аудитории. И здесь скрывается определенной подвох восприятия: картина либо будет искренне восхищать, либо ты будешь искусственно отмечать художественные достоинства, которые на самом деле спорны или вообще таковыми не являются просто потому, что тебе навязали ярлык «классики». Текст подготовил Алексей Петров.

Серьёзного зрителя фильмы Андреаса Бетмана заинтересовать не могли — это чистый exploitation, максимально очищенный от каких-либо чужеродных элементов или проблесков мысли. Но вот, после череды порнофильмов, созданных после «Красной Венеции» под псевдонимом А. М. Бертуччи (и тут проявилось увлечение Андреаса Италией), Бетман задумал дилогию «Прерванная жизнь»... Текст подготовил Андрей Волков.

Крис Коламбус, которого сейчас помнят в основном как режиссера «Один дома» и первых двух «Гарри Поттеров», начал свою карьеру как сценарист, подарив зрителям три фильма, ставших непреходящей классикой подросткового кино 80-х: «Балбесы», «Молодой Шерлок Холмс» и, конечно же, «Гремлины». По нынешним меркам ни на один из этих фильмов детей бы не пустили, но даже в этой триаде «Гремлины» выделяются. До сих пор сложно понять, с чем мы имеем дело — с чернейшей комедией, мимикрирующей под рождественскую сказку, или наоборот? Разобраться попытался Игорь Евдокимов.

Вы готовы узнать страшную тайну о Санта-Клаусе? Не нужно отмахиваться и строить недовольные гримасы. Думаете, вы уже взрослые и эти сказки не для вас? Ох, как вы ошибаетесь! На самом деле Санта — не тот, за кого себя выдает. За добродушной улыбкой, мягкой седой бородой и праздничным красным кафтаном скрывается жуткий демон, отъявленный садист, убийца и грубиян! Покровы с, пожалуй, самого знаменитого сказочного персонажа срывает Вячеслав Ерлыченков в рецензии на фильм «Санта-киллер».

Японская анимация подарила поклонникам темного жанра немало интересных сюжетов и колоритных персонажей. Среди них — OVA «Благородный демон Энма» 2006-07 годов. Это аниме не входит в число наиболее популярных, однако является настоящей жемчужиной хоррора. Рассказ подготовил Игорь Мерцалов.

«Зловещие похороны» не только признаются обозревателями лучшим фильмом «колумбийского Хичкока» Хаиро Пинилья, но и чуть ли не первым саспенсом этой страны. Рассказ о раритете из экзотической страны специально для DARKER подготовил Андрей Волков.

Много ли хорророманов России знают Билла Ребейна? Скорее, о нем осведомлены политологи, поскольку он дважды баллотировался на пост губернатора штата Висконсин. В своем штате Ребейн являлся известным кинематографистом, руководителем студии The Shooting Ranch, где создавал не только научно-фантастическое кино, стяжавшее ему славу, но и рекламную продукцию. Специально для DARKER Андрей Волков подготовил рассказ о сатирическом триллере Билла Ребейна «Игра», малоизвестном среди русскоязычных киноманов.

Вот это желание устроиться на работу в конкретную фирму! Причем не у одного человека, а сразу у восьмерых. Да и то, показаны лишь конкретные герои фильма, тогда как, по словам представителя компании, сюда стремилось попасть намного больше народу. Но в итоге все трудные испытания (какие — останется за кадром) прошла лишь «великолепная (омерзительная?) восьмерка». Остался последний рубеж. Нужно в окружении своих соперников — кандидатов на вакантную должность в течение восьмидесяти минут ответить на вопрос, который… не задан! О классическом триллере «Экзамен» рассказывает Алексей Петров.

1997 год выдался отличным для кинематографа. На зрителей с экранов обрушились такие мастодонты проката и культовая классика, как «Звездный десант», «Достучаться до небес», «Люди в черном», «Пятый элемент» и, конечно же, самый кассовый фильм всех времен на следующие 12 лет — «Титаник». В ряду этих замечательных шедевров мимо широкой публики как-то совершенно незаметно прошел скромный и камерный научно-фантастический триллер из Канады, который снял начинающий режиссер и сценарист Винченцо Натали. «Куб» не сделал огромной кассы, но получил признание критиков и зрителей по всему миру, а со временем обрел не только продолжения, но и культовый статус. С классикой камерных триллеров знакомит читателей Алексей Абросимов.

Повесть А. К. Толстого «Семья вурдалака. Неизданный отрывок из записок неизвестного» (1839) экранизировали не раз — и всегда крайне неудачно. Одна из попыток — «Семья вурдалаков» Игоря Шавлака, вышедшая на экраны в 1990 году. С классикой советского вампирского хоррора знакомит читателей Алекс Лоренц.

«Я купил мотоцикл-вампир» — это бесшабашные ужасы, которые на самом деле не стремятся напугать. Они стремятся развлечь и позабавить зрителя. Именно это главное достоинство фильма, которое выделяет его на фоне прочих историй об одержимых машинах. Подробнее о трешовой классике рассказывает Вячеслав Ерлыченков.

Фильмы великого режиссера Ингмара Бергмана невозможно трактовать однозначно, как нельзя это сделать с произведениями Ф. М. Достоевского, 200-летие которого отмечается в этом году. Разобраться в шведской классике попытался Андрей Волков.

«Что случилось с тетушкой Элис?» в наше время приравняли бы к жанру мамблкор — фильмам, скупым на декорации, имеющим лишь пару локаций, но много диалогов. Разговорный триллер — явление на самом деле частое, и в этом поджанре есть свои иконы и ориентиры. «Что случилось с тетушкой Элис?» вряд ли, конечно, по-настоящему значимая в этой нише лента, но редкая экранизация винтажного детектива вполне себе имеет право быть просмотренной и способна найти своего зрителя. Рассказ о картине подготовил Денис Александрович.

В апреле этого года стараниями энтузиастов был-таки оцифрован артефакт перестроечной хоррор-индустрии — телевизионный фильм «Час оборотня» (1990). До недавнего времени фанаты жанра довольствовались лишь фото со съемок и лаконичной рецензий в «Искусстве кино», теперь же отечественного «Человека-волка» можно посмотреть на YouTube аж в формате HD(!). Долгие ожидания не были напрасны, ведь кино, как оказалось, не уступает зарубежным аналогам. Рассказ о раритете подготовил Максим Шаповал.

Кинокартина «Чужая сторона» была снята на самом закате перестройки, когда Советский Союз агонизировал и доживал свои последние месяцы. Вместе с ним уходила в прошлое некогда могущественная, а теперь превратившаяся в старую никчемную развалину КПСС. И все стало дозволено, все стало можно. Стало можно не просто говорить правду, но и как угодно сгущать краски – лишь бы эту правду донести до каждого. Перед нами даже близко не фильм ужасов, не мистика, ни капли фантастического в нем нет. Но в нем буквально все ужасно, пугающе, отталкивающе и отдает настолько дурным кошмаром, что во время просмотра невольно поеживаешься. О достойной, но малоизвестной ленте поведал Алекс Лоренц.

Далеко не всем лентам повезло оказаться в числе всемирно признанной классики. Многие из них не известны зарубежному зрителю, и в массе своей забыты российской аудиторией. К этим артефактам советской фантастики относится и «День гнева» по рассказу Севера Гансовского. Максим Шаповал на страницах Darker вспоминает ленту с четким гуманистическим посылом.

В XXI веке сложно говорить серьезно о хорошем вкусе, которым надо руководствоваться при обращении к искусству кино. Век постмодернизма почти полностью размыл эстетические границы, поэтому сейчас смешно подразделять жанры на высокие и низкие. И вот перед нами зрелище из глубины прошлого века, которое в иное время до нас бы не дошло, как не доходили вирши поэтов-любителей древности, но мы-то живем во времена тотальной доступности информации, когда любой блогер влияет на умы не меньше (а то и больше) какого-нибудь кандидата наук. О фильме «Манос: Руки судьбы», трэше с невероятной историей, рассказывает Андрей Волков.

Хорошая книга в основе сценария определенно увеличивает шансы фильма на успех. Особенно когда режиссер не пытается кардинально переиначить изначальную идею, и снимает именно экранизацию, а не помотивник. Шведский меланхоличный хоррор «Впусти меня» – как раз такой случай. О вампирской классике, не похожей ни на «Дракулу», ни на «Сумерки», рассказывает Алексей Петров.

Взрослому человеку порой трудно понять и принять, что ангельски милое создание, его собственный отпрыск может быть чистым злом во плоти. Любовь застит глаза, чувства берут контроль над логикой, а разум отказывается признавать очевидное. Но, рано или поздно, все тайное станет явным: личина добропорядочности будет сброшена и дьявол, засевший в пай-мальчике, вырвется наружу. Классическую драму «Добрый сынок», пугающую почище многих хорроров, оценил Вячеслав Ерлыченков.