DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тьма в кино. Пересматриваем классику

Противостояние главных героев и лесных монстров — это первобытная битва за жизнь, где возможен только один победитель. И «Поворот не туда» интересен не только как хоррор, но и как история о преодолении собственных страхов, ради того чтобы выжить в недружелюбной к городских жителям среде. К сожалению, последующие части во многом растеряли достоинства оригинала, сведя всё к примитивному слэшеру, а обзор первого фильма серии подготовил Андрей Волков.

Фактически Ромеро всю жизнь посвятил развитию киновселенной «ходячих трупов», при этом периодически пробуя себя в других темах и стилях. Так, уже после «Ночи живых мертвецов», но еще до «Рассвета мертвецов» будущий мэтр выпустил «Безумцев» – фантастический триллер, условно схожий с мотивами «восставших из могил», но рассуждающий о другом ужасе, потенциально злободневном как в ушедших семидесятых, так и в наши дни. Обзор фильма подготовил Алексей Петров.

Телефильм Тома Маклафлина «Вашингтонский снайпер: 23 дня ужаса» основан на реальных событиях. В октябре 2002 года в окрестностях Вашингтона, округ Колумбия, была совершена серия убийств и ранений из огнестрельного оружия. Преступник получил прозвище «Вашингтонский снайпер» — звучит несколько иронично, ведь инциденты имели место на территории граничащих со столицей штатах Мэриленд и Виргиния. О киновоплощении этой истории рассказ подготовил Алексей Абросимов.

Согласитесь, приятно иногда провести время за просмотром старого доброго непритязательного слэшера! Чтобы был там и лагерь, и истории у костра, и кровавые убийства… «Сожжение» – это как раз такой фильм. Прямо классический, снятый по всем лекалам ужастик по маньяка, убивающего подростков. Да, подобных фильмов великое множество. Но с другой стороны, «Сожжение» и не пытается быть чем-то оригинальным. Подробности – в обзоре от Валерия Лисицкого.

«Ре-цикл» — это маленький шедевр со смыслом. В нем есть нечто от «Клетки» голливудского визионера Тархема Синга, включая даже своеобразную визуальную цитату. Где-то «Ре-цикл» перекликается с вышедшим в том же году «Сайлент Хиллом». Можно предположить, что и Кристофер Нолан позаимствовал кое-какие идеи для воплощения мира снов в своем «Начале» именно из этого фильма. Подробности — в обзоре от Алексея Абросимова.

«Дом» — кино прямиком из эпохи 80-х, теплой, ламповой и уютной. Время, когда фильмы становились нестареющей классикой, и касалось это даже работ, изначально позиционирующихся как дешевый третьесортный треш. Эра устрашающего грима и аниматроники, десятилетие, в котором ужасы рука об руку шли с комедией, порождая забавных гомункулов. В «Доме», который поставил Стив Майнер, страшное тоже соседствует со смешным, но не скатывается в балаган и китч, а наоборот — умело балансирует на стыке двух жанров. Обзор фильма подготовил Алексей Аброосимов.

«Замок крови» — фантазия на тему сюжетов Эдгара По, где сам писатель выведен в качестве рассказчика. На стилистику этого черно-белого фильма оказала безусловное влияние классическая серия хорроров студии «Юниверсал», а через нее и так называемый французский авангард 1920-х годов. Импрессионистская тяга к визуальной выразительности сцен, экспрессионистская атмосфера чего-то зловещего, ненормального, что буквально вторгается в жизнь живых... Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

«Чердак» – фильм, который бесполезно хвалить за атмосферу или эффективные «жуткие» сцены. Фильм, который бесполезно ругать за провисающий темп, бессвязный сценарий и отсутствующую (даже по японским меркам) актерскую игру. Он отказывается раскладываться на элементы. Его нужно рискнуть и посмотреть. Либо зритель поддастся настроению и, возможно, даже уловит некий смысл, либо выключит его, не выдержав и часа. Подробности — в обзоре от Игоря Евдокимова.

Пол Нэши – фигура в Испании культовая, его даже называют испанским Кристофером Ли. Его «Инквизиция» вполне достойна внимания даже современного зрителя: фильм ужасов с дьяволом и обнаженными женщинами, красиво снятый и интересно рассказанный – что еще нужно, чтобы скоротать вечер? Сюжет успевает вместить не только ведьм и пытки, но и любовные линии, интриги власть предержащих и даже некоторое количество до умиления прогрессивных речей местного ученого. Обзор подготовил Василий Рузаков.

Классика бывает разная. Вечнозеленая, как «Дракула» с Белой Лугоши, почтенная, вроде Тарковского или Куросавы. А бывает классика стыдливая, на которой надписали «классика» и задвинули в дальний угол, как бабушку-маразматичку, которая в силу возраста, вроде, и достойна уважения, но может и брякнуть что-нибудь невпопад. «Три шага в бреду» – как раз этот случай. С другой стороны, Эдгар По – сам по себе довольно сложный для передачи автор, а обзор фильма подготовил Василий Рузаков.

Имя Эдгара Аллана По сейчас знакомо едва ли не каждому человеку. По крайней мере любой, так или иначе имеющий отношение к темной литературе, читал хотя бы один рассказ из его богатейшего наследия. А уж сколько картин вдохновил основоположник хоррора и триллера – не счесть. Некоторые из них сейчас уже забыты, но многие с полным правом могут быть причислены к классике. Такие, к примеру, как «Инквизитор: Колодец и маятник», обзор которого подготовил Валерий Лисицкий.

«Черная кошка» Луиджи Коцци не является экранизацией знаменитого рассказа Эдгара По. Дело в том, что название ленте Коцци дал вынужденно, когда продюсеры уже купили права на постановку фильмов по произведениям американского классика. На зрителей США фильм режиссера и рассчитан, что прекрасно видно по англоязычному псевдониму Коцци и известным американским актерам Брэтту Хэлси и Кэролайн Манро. Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

Возможно, «Хирург» – это лучшее достижение режиссера Карла Шенкеля в темном жанре. Его герой изобрел сыворотку для регенерации клеток, благодаря чему может быстро выздоравливать после самых тяжелых ранений. Главное в фильме – экшен в формате нон стоп. Кому-то «Хирург» понравится даже больше, чем «Дантист» Брайана Юзны, поскольку лишен натурализма и размеренного, неторопливого действия. Подробности – в рецензии Андрея Волкова.

Культовая фигура немецкого андеграундного хоррора Андреас Шнаас восхищал одних и ужасал других своей неистребимой тягой к насилию. «Никос» практически идеален для малобюджетного хоррора. Его непременно стоит посмотреть всем поклонникам треша, слэшеров и просто интересной жанровой продукции из серии direct to video. После художественного успеха «Демониума», Андреас не уронил планку, хотя и снял фильм в совершенно другом ключе. Обзор фильма подготовил Андрей Волков.

Из США в Австрию прибывает молодой человек, желающий поближе познакомиться с наследием своей семьи. По его словам, он лишь в общих чертах представляет, кем был его знаменитый предок, некий барон, прославившийся своей звериной жестокостью. На деле же юный Питер Кляйст, очевидно, знает о своей семье куда больше... «Камера пыток» Марио Бавы – фильм для этого режиссера довольно нетипичный, снятый на стыке многих жанров. Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

19 июля 2019 года не стало Рутгера Хауэра — попутчика, с которым вам точно не по пути, бомжа с дробовиком, и, конечно же, репликанта «Nexus-6» Роя. Самое время почтить память великого актера, вспомнив какую-нибудь не самую заметную роль из его обширной фильмографии. Например, роль писателя-патологоанатома Уильяма Палмера из фильма «Собиратель костей». Тем более что тема пыток там раскрыта ярко и достаточно оригинально. Обзор подготовил Сергей Рябых.

В провинциальный город в надежде на тихую спокойную жизнь приезжает Анри Ферре, доктор из Парижа. Но в городке царит насилие, и многие жители заводят собак для охраны. Но и это не спасает: новой угрозой становятся собаки, а их обладатели получают власть над теми, кто не обзавелся четвероногим питомцем. За всем этим стоит Морель, хозяин питомника, поставляющий собак горожанам. В итоге доктор начинает собственное расследование. Подробности — в обзоре фильма «Собаки» от Ирины Беловой.

«Атомного пса», пусть он и «обманывает» зрителя, лишь притворяясь фильмом ужасов, можно смело рекомендовать всем, кто ищет в темном кинематографе нечто большее, чем возможность полюбоваться на кроваво-кишечную массу. Умный и неоднозначный фильм, пусть и неверно позиционируемый его создателями, он все равно не оставит равнодушным никого из киноманов. Или, по крайней мере, тех из них, кто готов сопереживать борющемуся за свое счастье псу-мутанту. Подробности — в обзоре Валерия Лисицкого.

Предпоследняя работа Уильяма Гёрдлера «День животных» – катастрофа, приключение и зоохоррор в одном флаконе, которая наверняка запомнится зрителю. Ударной, хотя и сложно реализуемой идеей стала отправка людей не только в пасть гризли, как это было в работе Гёрдлера 1976 года, но и волка, пумы, ястреба, крысы, змеи, собаки, паука и других братьев наших меньших. Так публика получила с десяток энимал-жутиков в рамках одной картины, а также весьма удачные аллюзии на другие фильмы ужасов.

«Дикие звери» и по сей день не потеряли те качества, которые позволяют хоррору вызывать ночные кошмары. Автор не занимается обличением людей, опять сливших отходы в канализацию — скорее, его увлекает само безумие. Животные без причин нападают на жителей города, дети, отведав отравленной воды, вооружившись ножами, убивают взрослых. Сцены расправ сняты словно камерой хроникера, стремящегося ничего не упустить.