DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Фильм «Неимоверно странные существа, переставшие жить и ставшие полузомби!!?» (1964) оказал определенное влияние на жанр, особенно в части ужасов на карнавале. Важен он и для истории зомби-фильмов, поскольку это один из «подступов» к дебюту Джорджа Ромеро, переосмыслившему само слово «зомби». И, конечно, эта лента интересна в качестве начала творчества двух выдающихся операторов, Вилмоша Зигмонда и Ласло Ковача, которые прославились своими работами в мейнстриме в 70-е. Подробности — в обзоре Андрея Волкова.

«Дипломная работа», разумеется, бесконечно далека от российской пропаганды нравственности, вещающей нам о духовных скрепах. Режиссер ведет серьезный разговор, приглашает подумать и облекает свои мысли в увлекательную форму детектива. Этот фильм до сих пор остается одной из лучших работ Аменабара, которую стоит увидеть каждому, кого привлекают не кровавые убийства, а саспенс и атмосфера, ибо на этих двух составляющих и строится вся картина. Обзор ленты подготовил Андрей Волков.

«Завещание доктора Мабузе» – фильм, в котором сошлись сразу три легенды: персонаж доктор Мабузе, режиссер Фриц Ланг и сложная судьба самого фильма, который запрещали, переделывали, восстанавливали. Вообще, подобная изменчивость судьбы фильма и его открытость разным интерпретациям выглядит даже символично для картины, преступником в которой оказывается «не тот слон». Подробности – в рецензии Василия Рузакова.

Прежде чем рассматривать «Лестницу Иакова» как мистический хоррор, важно заметить, что это один из самых недооцененных фильмов о Вьетнамской войне. Действительно, когда мы говорим о картинах, посвященных бойне на полуострове Индокитай, то обязательно вспоминаем «Взвод», «Апокалипсис сегодня» и «Цельнометаллическую оболочку, а замечательная картина Эдриана Лайна в обсуждениях даже не фигурирует. С одной стороны, оно и понятно, так как «Лестница» формально относится к другому лагерю – «параноидальные триллеры» – и требует анализа с точки зрения соответствующих жанровых атрибутов. В действительности же это кино именно о войне: войне на земле, войне в душе и войне на подступах к небесам.

«Исполнитель желаний» подарил неблагодарному человечеству нового харизматичного монстра в виртуозном исполнении неподражаемого Эндрю Дивоффа. К сожалению, финансовые успехи картины и ее сиквела оказались недостаточными, чтобы перерасти в полноценную франшизу. Создатели успели снять в сумме четыре картины, две из которых являются лишь бледной тенью и заслуженно пылятся в глубинах всеобщего забвения. Но дальнейшая печальная участь никак не в состоянии отнять у нас теплый ламповый хоррор про ужасного ангела чистого огня. Его обзор подготовил Алексей Абросимов.

«100 монстров» не вполне удачный перевод названия, который отчасти вводит зрителя в заблуждение. На самом деле японское название переводится примерно как «Сотня историй о ёкаях» и отсылает к популярному лет пятьсот назад в Японии развлечению, известному как «Хяку-моногатари» или «Сто рассказов о сверхъестественном». Собравшиеся зажигали сто свечей и рассказывали страшные истории о привидениях и чудовищах. После каждого рассказа тушилась одна свеча и в зале становилось все темнее. Подробности — в обзоре Василия Рузакова.

«Изощренный кошмар» по непонятным причинам 5 лет пылился на полке. Возможно, из-за сходства с франшизой «Пятница 13-е». Студия Paramount при желании могла засудить Пола Ханта за плагиат, но скорее авторы сами были не уверены в успехе своей неровной, но любопытной постановки. О том, что в итоге получилось, рассказывает Андрей Ваолков.

«Ночь кометы» – это полнометражный дебют режиссера и сценариста Тома Эберхардта. И, надо сказать, очень даже успешный дебют. И пускай поначалу «Ночь кометы» не обрела широкой популярности, время все расставило по своим местам. Сейчас творение Эберхардта по праву считается классикой жанра и культовым фильмом наравне с такими шедеврами как «Ночь живых мертвецов» (1968) и «Вторжение похитителей тел» (1978). Подробности – в обзоре Вячеслава Ерлыченкова.

Несмотря на свой почтенный возраст, этот фильм смотрится с живым интересом и сейчас. И дело не только в актуальной тематике: вспышки новых вирусов – бич человечества, который, по всей видимости, будет терзать его всегда. Грамотная постановка, хорошая актерская игра, проработанная атмосфера и увлекательная история – вот главные составляющие успеха «Последнего человека на Земле». И это несмотря на то, что у картины были проблемы с финансированием. Обзор подготовил Вячеслав Ерлыченков.

«Письма мертвого человека» стали первым фильмом трилогии Константина Лопушанского о разных вариантах конца света, и эта лента, безусловно, лучшая в их ряду. Лента Лопушанского, заслуженно ставший культовым, пугает на психологическом уровне, вполне реалистично изображая, к чему может привести агрессивная политика и гонка вооружений. И то, что по странному стечению обстоятельств создание этого шедевра совпало с чернобыльской катастрофой, только свидетельствует в пользу прозорливости режиссера. Подробности — в рецензии Андрея Волкова.

«Апокалипсис каннибалов» заслуженно стал культовой классикой итальянского хоррора и нередко фигурирует в списках лучших представителей жанра. Весьма высокую оценку давал фильму и Квентин Тарантино, человек, знающий толк в поэмах о насилии. Сэкономив на звездах (исключая Джона Сэксона и Джованни Ломбардо Радиче), Антонио Маргерити сделал первоклассные спецэффекты, а также украсил свой фильм масштабными городскими съемками перестрелок на улице и в тоннеле. Обзор фильма подготовил Андрей Волков.

«Страшилы» – это очень оригинальный (пусть и неровный) гибрид жанров, который регулярно подкидывает зрителям головокружительные экшен-сцены и увлекательные повороты сюжета, с симпатичными актерами, идеально вписывающимися в свои типажи, и шикарным саундтреком. Если попытаться разделить режиссерскую карьеру Питера Джексона на этапы, этот фильм, как и драму «Небесные создания», будет крайне сложно приписать к какому-то из них. Подробности – в обзоре от Игоря Евдокимова.

«Пи» Аронофски нервирует и шокирует, отвращает и угнетает, но также поражает авторской смелостью и прозорливостью. Сложная внеформатная картина принесла режиссеру ряд номинаций и призов, культовую славу среди эстетов и открыла путь к высокобюджетным проектам. Возможно, сейчас «Пи» не покажется абсолютно выдающимся фильмом, но четко продемонстрирует, откуда вышли другие ленты Аронофски. Подробности — в обзоре от Алексея Петрова.

«Исцеление» – это тяжелая, глубокая, проработанная лента с интригующим сюжетом и неповторимой атмосферой. К тому же, даже при полном отсутствии каких-либо характерных внешних атрибутов, этот фильм можно смело называть одним из самых наполненных национальным колоритом Японии. Колорит этот, правда, скорее ментального плана и касается образа мысли и действий героев. Подробности — в обзоре от Валерия Лисицкого.

«Франкеншлюха» рассказывает историю несчастной любви талантливого изобретателя, хирурга-самоучки и прирожденного механика Джеффри. Этот фильм – один из тех, что снят максимально «не для всех», но при этом в своей узкой нише вполне способен стать нетленной классикой. Специфический юмор, очаровательная наивность пионерлагерной байки, немного обнаженки и легкий налет поучительности – вот его основные компоненты. Подробности – в обзоре от Валерия Лисицкого.

«Змей и радуга» — один из лучших фильмов Уэса Крэйвена 80-х годов, настоящий бриллиант его фильмографии, доказывающий, что мастер был действительно большим режиссером, умевшим работать не только в жанре кровавых ужасов. И нет ничего удивительного, что этот фильм выпустили в России на DVD в престижной серии Vintage, в которой издавалось в основном авторское кино США 70-х и 80-х годов. Обзор фильма подготовил Андрей Волков.

«Тихая ночь, смертельная ночь» вышла в период, который кинокритики именуют «золотым веком» слэшеров. Мир уже успел познакомиться с Майклом Майерсом и Джейсоном Вурхисом и с нетерпением ждал новых антигероев. Режиссер фильма – Чарльз Е. Селлер младший – на хоррорах никогда не специализировался. Начинал он как продюсер и в игровое кино пришел из документального, так что «Тихая ночь, смертельная ночь» стала фактически его художественным дебютом. О том, что из этого вышло, рассказывает Вячеслав Ерлыченков.

Злая корпорация Musak производит аудиозаписи, контролирующие сознание обывателей. Юный бунтарь F.M. находит способ противостоять системе, интегрируя в музыку элементы нойза. По всей стране начинаются стачки, спровоцированные новыми звуками. Musak решает ликвидировать аудиотеррориста и посылает за ним агента Ягера. По несчастливому совпадению, Ягер знаком с девушкой F.M., молодой стриптизершей Кристианой... Обзор фильма «Декодер» подготовил Сергей Рябых.

«Вкусная дрянь» – явно недооцененная хоррор-комедия, ухитрившаяся вместить в себя и трешевую удаль, и довольно серьезный посыл о некоторых сложностях человеческого социума, при этом избегая явного морализаторства. С каждой последующей сценой лента выглядит все более и более бредово, но потом вдруг становится ясно, что «Вкусная дрянь» на самом деле куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

«Горго» – это ответ англичан на коммерчески успешного «Годзиллу». Основная концепция «гигантская рептилия крушит мегаполис», по сути, одинакова для обеих картин, но вот частности у этих историй совершенно разные. В отличие от Годзиллы, которому не давали спокойно спать атомные бомбы, Горго просыпается после небольшого природного катаклизма: извержения вулкана. Подробности — в обзоре, который подготовил Вячеслав Ерлыченков.