DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Симфонии тьмы. Статьи

С одной стороны, к счастью, прошли те времена, когда понятия «русская фолк-музыка» сводилась к «Играй, гармонь» и ансамблю «Березка». С другой стороны, мы, кажется и сами до сих пор недооцениваем ни стилистическое разнообразие русского фолка вообще, ни количество и качество его граней, способное порадовать и ценителя хоррора.

Что мы знаем о японцах? Ну, кроме того, что они склонны принять саке, превратиться в камикадзе и устроить всему живому харакири? Что скорее всего, все вышеперечисленное — не более чем стереотипы и заблуждение, НО… если познакомиться с японской музыкой, то с ужасом начинаешь подозревать, что эти стереотипы не так уж отличаются от истины…

Нет, если честно, заголовок немного лукавит: мы приведем не пятьдесят примеров, а гораздо меньше, но – тем не менее. Средние века всегда привлекали музыкантов – включая тех, что представление о средних веках довольно далеко от реальности. Но, тем не менее, а может быть, как раз благодаря тому, «средневековая музыка», в том числе и мрачные ее ипостаси может похвастаться немалым разнообразием оттенков.

Скажите честно, с чем у вас ассоциируются слова «итальянская музыка»? Опера? Ну, скорее всего, лукавите. Диско? Вот это уже вероятнее. Тем не менее, значительная часть итальянских музыкантов может в ответ хмуро поинтересоваться: а как насчет… индастриэл и нойза разной степени свирепости? В конце концов сама концепция стиля была сформулирована именно там, Луиджи Руссоло не даст соврать. И его соотечественники до сих пор держат марку – их национальная школа остается одной из самых весомых и свирепых в мире.

Blood Axis – группа, уникальная во многих отношениях. На протяжении большей части своей карьеры они имели за душой ровно один студийный альбом – напрочь не похожий на их концертное звучание. И, если уж на то пошло, официальный концертный альбом у них тоже имелся – и, по сути, относился к третьему направлению. Более того – среди столпов дарк-фолка, стиля пропитанного духом средневековой Европы и ее мифов, наши герои – едва ли не единственные американцы.

Когда обычный обыватель слышит слово «рэп», на ум ему приходит речитатив под бит о красивой и роскошной жизни, или же наоборот — о разных проблемах этого мира. Представляются бедно одетые зачастую чернокожие парни в бейсболках и широких штанах, либо же представители новой школы рэпа — модные и обвешанные золотом ребята. Но такое слово, как «хорроркор», на ум придет крайне ограниченному числу лиц. Что это за зверь такой и с чем его едят, поведал Владимир Фокин.

Подводить музыкальные итоги года – каждый раз занятие не для слабонервных. Определенные вещи можно сказать сразу, не заглядывая в календарь и не напрягая фантазию: ну, к примеру, новой музыки выходило много, но большая часть ее не вызвала особого интереса, довольно значительная – прослушана на перемотке… Но наверняка были и записи, которые задержались у вас в плейлисте.

2010-е можно по праву назвать десятилетием ностальгии по восьмидесятым годам. И ностальгии отнюдь не по дискотекам, а по более глубоким признакам эпохи — по культуре, мироощущению, наивности представлений и предчувствию надвигающегося будущего, а еще по страху перед этим будущим.

По некоторым причинам китайская музыка, даже популярная, ускользает от европейского слушателя. Людей пугают странные символы вместо привычной латиницы или кириллицы, странный непонятный язык и немного иная мелодика, временами непонятная или даже режущая слух. Со стороны может показаться, что в Китае нет ничего, кроме вездесущего Джеки Чана и его верного оруженосца Джета Ли, а музыка ограничивается эпичным саундтреком Тао Дуня к фильму «Герой». Разумеется, это не так…

В наше время каждый второй – вокальных дел знаток. Мы смотрим «Голос», «X-Фактор», подборки и мастер-классы на ютьюбе лучших вокалистов в самых разных стилях музыки. Кажется, мы отлично разбираемся в том, что и как надо петь, что благозвучно, а что ужасно. На самом деле мы ни черта об этом не знаем. В нашей стране о том, что можно сделать в музыке, имея идею и демоническую работоспособность, безупречно владея голосовым аппаратом и плюя на законы шоу-бизнеса, мы ещё не знаем. Как это бывает на Западе – можно проследить по биографии Майка Паттона.

Трент Резнор уже давно остепенился. Он обзавёлся семьёй, друзьями, бросил вредные привычки и потихоньку налаживает отношения со старыми знакомыми: сначала Мэнсон, потом Йоргенсен — может, и до Огра дело дойдёт. Слушая «Hesitation Marks», сложно было сомневаться в том, что он наконец-то нашел место, в котором счастлив… Но вдруг в 2016 году вышла запись совсем иного рода, первая из предположительно концептуального триптиха.

«Мервый может танцевать», наверное, было идеальным названием для этой группы: мистичное, загадочное и бросающее вызов слушателям… Как и сама группа, собственно: по сути, когда Dead Can Dance появились подобной музыки еще не было: первые записи группы еще попахивали готик-роком, но потом стало все больше восточных мелодий, экзотических инструментов и непривычных гармоний. Воздействие было настолько мощным, что десятилетия спустя выход их нового альбома становится поводов не просто для рецензии, а целой статьи.

У американцев есть такая поговорка: «Если что-то популярно, то из этого уже сделали порно или мюзикл». Ну, может и нет такой поговорки, кто этих американцев знает, но тогда ее стоит придумать, ведь сказанное в ней – чистая правда. Казалось бы, что может быть более далеким друг от друга, чем хоррор и мюзикл… Но нет – этот гибрид оказался вполне жизнеспособным, в нем есть свои шедевры и крепкие середнячки, и просто «раскрученные», попсовые вещицы.

7 октября Тому Йорку, вокалисту группы Radiohead, знаменитому затворнику и параноику, исполнилось 50 лет. При всей своей известности и популярности, Йорк остается одним из самых необычных рок-персон современности. Последняя на данный момент работа музыканта – саундтрек к фильму «Суспирия», который является ремейком культового хоррора Дарио Ардженто.

Есть такие исполнители, которые и не ставили перед собой задачи стать лидерами среди «киношных» композиторов, но судьбе было угодно распорядиться так, что их имена по большей части ассоциируются именно с музыкальной дорожкой фильмов отдельного режиссера. С итальянской прогрессив-рок-группой Goblin так и случилось, но стоит ли им жаловаться на это стечение обстоятельств? Судьбоносное знакомство группы с Дарио Ардженто вылилось в успешное многолетнее сотрудничество, породившее целую отрасль искусства.

Часто доводится слышать фразу: незаменимых не бывает, но тем не менее временами они встречаются. Дмитрий Васильев, к примеру, незаменимым был – как минимум для любителей индустриальной и, шире, экспериментальной музыки. Он вел подкаст, основал лейбл, издававший уникальные компакт-диски, устраивал концерты невероятных коллективов. Он погиб 7 сентября, его похороны совпали со сдачей этого номера и все это время продолжается поток откликов – от простых людей и музыкантов, отечественных и зарубежных.

Заковыристый термин «шелф-порн», на самом деле, ввели в оборот поклонники комиксов: так называют обзоры особо редких или ценных изданий, в которых можно похвастаться коллекцией – а другие пусть смотрят и роняют слюнки. Но, как сами, наверное, понимаете, меломанам тут тоже есть, чем похвастаться – роскошных, редких и любопытных изданий существует сколько угодно. Некоторые из них относятся и к довольно суровым областям музыки.

Статья, посвященная памяти Марка «Акулы» Шелтона, основателя и бессменного лидера группы Manilla Road. Всю свою жизнь он упорно шел собственным путем, плыл против течения и был беззаветно предан музыке. Творчество Manilla Road всецело достойно внимания, хотя бы уже тем фактом, что почивший лидер этой группы принадлежал к тому поколению, которое еще было способно творить настоящую мифологию.

22 июня этого года мировая тяжелая сцена понесла очередную серьезную потерю. На 55-м году после сердечного приступа ушел из жизни Винсент Пол Эббот, оригинальный барабанщик и один из основателей легендарной группы Pantera, которую он создал вместе со своим братом Даймбэгом Дарреллом в далеком 1981-м. И хоть об этом коллективе уже сказано более чем достаточно, да и написано никак не меньше, видно, пришло время вспомнить о том влиянии, которое команда оказала на развитие тяжелой музыки.

Отношения к машинам (в широком смысле слова) в человеческом обществе всегда было полярным: то, как в XIX веке, их считали способными разрешить любую проблему, то наоборот – видели источник угрозы. В музыке этот конфликт тоже находил свое отражение: от меланхоличных романтиков Kraftwerk с их фирменным «Я твой слуга, я твой работник» до яростных криков Die Krupps: «Почему вы действуете, как машины?». Как бы то ни было, источник вдохновения из них получился почти неиссякаемый.