DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Анатолий Уманский - автор

Утром 6 августа 1945 года небо над Хиросимой залилось сиянием тысячи солнц. Тысячи людей во мгновение ока сгорели заживо, а цветущий город превратился в выжженую пустошь. Юный Джун, его мама и сестренка чудом спаслись в тот страшный день, но страдания их на том не закончились. Теперь они всеми правдами и неправдами пытаются выжить в разрушенном, отравленном радиацией городе, среди смерти, жестокости и отчаяния, даже не подозревая, что кошмар для них только начался...

Утром 6 августа 1945 года небо над Хиросимой залилось сиянием тысячи солнц. Тысячи людей во мгновение ока сгорели заживо, а цветущий город превратился в выжженую пустошь. Юный Джун, его мама и сестренка чудом спаслись в тот страшный день, но страдания их на том не закончились. Теперь они всеми правдами и неправдами пытаются выжить в разрушенном, отравленном радиацией городе, среди смерти, жестокости и отчаяния, даже не подозревая, что кошмар для них только начался...

Утром 6 августа 1945 года небо над Хиросимой залилось сиянием тысячи солнц. Тысячи людей во мгновение ока сгорели заживо, а цветущий город превратился в выжженую пустошь. Юный Джун, его мама и сестренка чудом спаслись в тот страшный день, но страдания их на том не закончились. Теперь они всеми правдами и неправдами пытаются выжить в разрушенном, отравленном радиацией городе, среди смерти, жестокости и отчаяния, даже не подозревая, что кошмар для них только начался...

В 2014 году вышла первая «Самая страшная книга». С появлением этой серии русский литературный хоррор если не поднялся с колен, то уж точно вышел на новый уровень. С того момента много событий, на наших глазах разворачивалась своя история. Она и легла в основу третьей части статьи Анатолия Уманского — нашего рассказчика, чьими глазами мы за нею следим.

К началу второго десятилетия XXI века русский хоррор отвоевал утраченные позиции и уверенно лидировал. Правда, в рамках одной серии и не совсем честно, если учитывать, что у его соперника, хоррора зарубежного, дела в России складывались все хуже и хуже. Анатолий Уманский продолжает летопись русского литературного хоррора и во второй ее части охватывает период от Александра Варго до начала «Самой страшной книги».

Судьба жанра ужасов в России, как известна, была незавидна с давних времен. И дело не только в том, что до 2011 года у нас не было DARKER’а. Отношение к хоррору определялось культурной традицией, складывавшейся на фоне различных процессов в обществе. Так что же за проблемы досаждали нашему любимому жанру на протяжении веков? Ответ на этот вопрос постарался найти Анатолий Уманский в первой части своей аналитической статьи о русском хорроре.

Добрейший вечерок, мсье! Вижу, вы решили провести свой досуг по-особому? вашу руку, сударь! Я сопровожу вас… То, что мы увидим сегодня, — лишь отголоски тех славных дней, бледная имитация того кровавого пиршества, которого так жаждет душа добропорядочного буржуа; кровезаменитель вместо настоящей крови, сыгранный ужас вместо подлинного. Шок, отвращение и болезненное вожделение; без сантиментов, без морали, без наивного торжества справедливости. Подлинно народное искусство. Великий Гиньоль. В знаменитый театр ужасов вас проводит Анатолий Уманский.

Роберт Лоуренс Стайн, получивший неофициальный титул «Стивен Кинг детской литературы», заработал его не просто так. Мало кто ещё может похвалиться таким внушительным послужным списком на ниве запугивания юных читателей. На его счету — длинная серия «Ужастики» (они же — «Мурашки»), куда, среди прочего, вошли и произведения о Маске Одержимости. Анатолий Уманский, вытирая со лба холодный пот и скрывая дрожь в руках, примерил на себя эту дьявольскую личину.

В черном плаще с кровавым подбоем трагический актер Эдвард Лайонхарт бросился вниз головою в Темзу. Причиной стали театральные критики, которые, не скупясь на остроты, в пух и прах разносили игру Лайонхарта и вдобавок присудили престижную награду не ему, а молодому дебютанту. Но год спустя настал час расплаты — один за другим критики стали погибать теми же смертями, что и герои шекспировских пьес… то есть чрезвычайно скверными. Лайонхарт вернулся, сезон открыт, и крови будет много! Вспоминаем классический «Театр крови» с Винсентом Прайсом.

Творчество Ричарда «Дика» Лаймона довольно отчётливо делится на два этапа: период 80-х и период 90-х. Роман «Берегись!» совершенно явно относится ко времени «восьмидесятнического» Лаймона: бешеный драйв, секса не просто много, а очень много, кровища хлещет в разные стороны. Но что самое интересное — писатель впервые за долгое время поднял тему человека-невидимки — с горячим приветом Герберту Уэллсу! Анатолий Уманский, большой любитель творчества Лаймона, не мог пройти мимо этого примечательного произведения.

В далёком 1980 году незатейливый маленький роман «Подвал» открыл любителям хоррора новое имя — Ричард «Дик» Лаймон. Казалось, это начало блестящей карьеры, но дальше дела у автора стали складываться не слишком хорошо. В своём отечестве он и вовсе не приобрёл широкой популярности вплоть до самой кончины в 2001 году. Впрочем, и в России судьба Лаймона сложилась не столь успешно — особенно пострадал «Подвал». О первом романе писателя, его достоинствах и недостатках, а также об особенностях его перевода на русский язык рассказывает Анатолий Уманский.

Не все новеллизации одинаково бесполезны. В руках московского писателя Ивана Сербина, скрывавшегося в начале 90-х под псевдонимом «Арч Стрэнтон», скромные романы «по мотивам» превращались в увлекательные истории, не уступающие экранным оригиналам, а иногда и превосходящие их. Единожды изданный «Попутчик» стал едва ли не лучшей из его работ. Анатолий Уманский пустился в ностальгическую поездку в компании Джона Райдера, каким-то чудом вернулся живым и невредимым — и охотно делится впечатлениями.