DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Елена Щетинина - автор

Хоррор исследует темную сторону секса во всех аспектах. Это могут быть и откровенные патологии, как некрофилия; и реальные опасности — как педофилия; и секс с существами из иного мира; и одержимость сексом; и секс как казнь («смерть через сну-сну» не просто же появилась). Елена Щетинина выбрала топ-6 самых знакомых произведений литературы на эту тему.

Произведений о катастрофах — великое множество. Можно даже сказать — катастрофическое множество! Из каждого ее типа — природной ли, техногенной ли — можно составить свой топ с несколькими десятками кандидатов в него. Так что в этом, «общекатастрофическом» топе будут представители самых разных вариантов конца света — или, по меньшей мере, крупных трагических событий. Итак, традиционная тематическая подборка от Елены Щетининой.

Помимо знаменитых катастроф, которых по сей день на слуху, были и другие — не менее прогремевшие (в том числе и в прямом смысле слова) в свое время, но теперь уже изрядно подзабытые и неизвестные. Однако оставившие свой след в искусстве. Их десятки — но мы выбрали топ-3 из самых забытых — и при этом самым интересным образом «наследивших». О наиболее примечательных забытых катастрофах поведала Елена Щетинина.

Антологий про зомби много, безумно много. Правда, беда многих из них — малое количество произведений. Составители «Нежити» не пошли по пути жадин — в сборнике тридцать рассказов, разных по стилистике, теме и мастерству исполнения. Абсолютно каждый может найти здесь «свою» историю… Елена Щетинина перечитывает «классический» сборник о зомби.

«Письма, несущие смерть» Бентли Литтла — серьезный роман, поднимающий проблемы морали, ответственности, взросления, выбора жизненного пути, умения признавать свои ошибки. Роман с огромным потенциалом, который, к сожалению… Елена Щетинина размышляет над плавностью и вдумчивостью, поспешностью и хаотичностью прозы Литтла.

Литературные итоги года всегда подводятся с некоторым опасением – ну как оно было-то? не упущено ли что? не забыто ли для прочтения? не было ли оценено небрежно, походя, не заметив что-то очень важное? И чем больше книг – особенно книг спорных, необычных, нестандартных! – вышло в «отчетном» году, тем более страшно. Однако Елена Щетинина превозмогла этот страх и рассказала обо всем лучшем, что случилось в мире темной литературы в 2018 году.

Параллельные миры — излюбленная тема писателей-фантастов. Хоррор-авторы периодически нет-нет да обращали свой взгляд к ним, но делали это не так часто. Проще и действеннее было запустить в нашу жизнь непонятную тварь из неизвестного мира, нежели продумывать более сложную драматургию. Кроме того, на заливных лугах этой темы паслись тучные стада сериалов «Доктор Кто» и «Скользящие» — и тягаться с ними было невыгодно. Но тем не менее топ хоррор-рассказов, действие которых связано с параллельными мирами, составить удалось — и из весьма любопытных произведений.

Дары моря бывают разными. Вкусными, ценными — или жуткими. Море Селиш решило преподнести кроссовки. С кусками чьих-то ног внутри. И это — тайна, о которой с неохотой говорят в Британской Колумбии. Елена Щетинина рассказала о серии загадочных находок, обнаруживаемых с 2008 года и по сей день на побережьях Канады и США.

Роман Дарьи Бобылёвой «Вьюрки» — свежая, с пылу с жару (и сама даже пышущая жаром и пылом дачного лета) новинка серии «Самая страшная книга». Первый роман в серии от автора-женщины, первый роман в серии, вышедший предварительно в «толстом» литературном журнале, первый роман в серии, номинировавшийся на «серьезные» литературные премии… И вполне вероятно, еще несколько «первых» у него впереди.

Зомби пришли в литературу ужасов достаточно поздно (по сравнению с теми же привидениями), но быстро обрели популярность. Тематические антологии множатся буквально на глазах — причем не только зарубежные, но и наши, с зомби среди родных осин. Причин тому можно найти несколько — вплоть до того, что некоторые авторы делают своих живых мертвецов символами СПИДа и пытаются решить сложный вопрос об обществе и его изгоях. Но для читателей все-таки на первом месте стоит качественный текст. Елена Щетинина справилась с непростой задачей — составила топ наиболее достойных рассказов о живых мертвецах!

Хеллоуин — не просто праздник с богатыми историей и традицией. И не типичный пример карнавальной культуры аккурат по Бахтину. Это целый социокультурный пласт, о котором мы — люди, знающие о Хеллоуине только «по верхам», не впитавшие trick or treat вместе с овсяной кашей, — имеем лишь самое общее представление. Так что, увы, нам очень сложно полностью восстановить все те смыслы, которые авторы рассказов, чье действие происходит в Хеллоуин, вкладывали в свои тексты. Но несмотря на эти трудности, Елена Щетинина все-таки собрала достаточно хеллоуинских историй.

Британский палеонтолог Дугал Диксон и турецкий иллюстратор Немо Рамджет визуализировали будущее человечества, каждый по-своему, и явили его в своих книгах — «Человек после человека: Антропология будущего» и «Все грядущие дни», соответственно. Они представили, можно заявить, «хоррор-антропологию» — то, что будут представлять собой потомки рода человеческого тысячи и миллионы лет спустя!

Хороших офисных хорроров (или просто произведений, в которых с офисом связано что-то пугающее) не так уж и много. Это и неудивительно. Дедлайны, самодуры-начальники, коллеги-враги — уже этого достаточно, чтобы испортить жизнь и настроение, зачем еще добавлять какую-то хтонь? Однако топ все-таки получился, причем некоторые произведения оказались в нем весьма неожиданно — но заслуженно. Самые достойные образцы офисного хоррора — в статье Елены Щетининой.

Стивен Кинг в 1981 году написал свой первый нон-фикшн — «Пляску смерти», основанную на курсе прочитанных им ранее университетских лекций. В ней будущий Король ужасов препарировал любимый жанр, рассказав об основных архетипах, самых значимых образцах хоррора и не только. С тех пор эта «анатомия ужаса» оказала влияние на многих более поздних авторов, в том числе и на Елену Щетинину, подготовившую ее подробный обзор.

Рассказов, героями которых являются дети и подростки, предостаточно. И это даже если не брать хорошо поживившегося на данной ниве Р. Л. Стайна! Для номера, посвященного теме мальчишечьих ужасов, Елена Щетинина традиционно выбрала семь малоизвестных, но любопытных рассказов, имеющих непосредственное отношение к ним.

…обезьяны, кашалоты и даже зеленый попугай вполне могут оказаться героями какого-нибудь зоохоррора (если вообще уже не оказались). Тема эта обширна, и на ее полях пасутся сотни, если не тысячи тучных текстовых коров. Поэтому пришлось усушиться-утруситься, чтобы получился топ, а не целая книжная полка. Наш постоянный автор Елена Щетинина выбрала семерку самых знаковых зоохорроров из мира литературы.