DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мы в ответе за тех...

«Найтингейл» / Nightingale (повесть)

Автор: Аластер Рейнольдс

Жанр: фантастика

Издательство: Азбука

Серия: Лучшее за год

Год издания: 2008 (в оригинале — 2006)

Похожие произведения:

Космос бесконечен? Однозначного ответа на этот вопрос мы не знаем, но, как бы то ни было, нам, каждому в отдельности, да и всему человечеству, обитающему на маленькой планетке Земля, он кажется таковым. Чернота и пустота без границ и преград, с вкраплениями звезд, планет, разного цвета карликов, черных дыр и других объектов — но и расстояния между этими небесными телами таковы, что человеческий мозг просто не способен их полностью осмыслить, осознать. И вот в этой-то чудовищной бездне, которая в основном труднодоступна или вовсе недоступна для нашего наблюдения, — что за тайны там могут скрываться?

Писателей-фантастов необъятный и неизведанный космос волновал всегда. Он мог быть дружелюбным и агрессивным, мирным и воинственным, пресным и чрезвычайно цветастым и разнообразным. Но ужасам на холодных беззвездных просторах всегда хватало места. И эти кошмары мало того что произрастали на какой-то своей почве — люди, исследующие пространство, тоже множили страхи великой черной бездны! Примерами этому может послужить часто встречающийся сюжет о заброшенных космических кораблях и станциях, дрейфующих по межзвездному пространству без цели. А между тем в нутре этих громад развивается нечто... И рано или поздно кто-нибудь обязательно ступит на эту изолированную землю страхов...

Аластер Рейнольдс в повести «Найтингейл» не придумывает ничего сверхнового: его космический госпиталь, использовавшийся во время войны, теперь позабыт и позаброшен. Да сто лет бы о нем, предоставленном самому себе, никто не вспомнил, если бы полковник Джекс не нашел там прибежище. Джекса необходимо судить за военные преступления (война закончилась сравнительно недавно), следовательно, к кораблю «Найтингейл» необходимо снарядить отряд, который мог бы проникнуть на борт и отыскать преступника — даже уже не особенно важно, живым или мертвым.

Диксия Скэрроу, от лица которой и ведется повествование, соглашается войти в состав этого отряда. Вместе с коллегами она на космическом корабле отправляется к «Найтингейл». И вот тут начинаются легкие звоночки беспокойства: оказывается, последняя партия раненых, которых отправляли в космический госпиталь, не вернулась оттуда. Затем была небольшая исследовательская группа — и от тех ни ответа, ни привета. Поэтому группа по захвату Джекса вооружается как следует и, настигнув наконец «Найтингейл» и состыковавшись с ним, пробирается на борт очень осторожно.

На первых порах людей встречают пустые коридоры и полное отсутствие живых существ — в том числе и Джекса. Исследователи пробираются все дальше и дальше и видят только роботов, которые, кажется, на «вторженцев» и не обращают внимания (поначалу). Внутренние помещения космического госпиталя выглядят довольно странно и даже наводят жуть: во-первых, люди скоро попадают в какую-то жидкость, и им приходится пробираться вплавь через затопленное и совершенно темное помещение. А во-вторых, в отдельных комнатах происходит процесс выращивания кожи — и эти огромные, широкие и длинные полотна, растянутые на больших рамах, производят самое неуютное впечатление. Им попадаются склады органов и все другие прелести того, что и должно составлять существо космического госпиталя. Ведь в таких кораблях должны солдат латать, а значит, необходимы запчасти.

По мере дальнейшего продвижения маленький отряд все больше и больше обращает на себя внимание и роботов, и сознания «Найтингейл». И однажды наступает такой момент, когда корабль больше не может мириться с присутствием «вторженцев» и захватывает их — всех. Выдать вновь прибывшим полковника Джекса сознание космического госпиталя отказывается, но предлагает им взглянуть на него, прежде чем оборвет его жизнь. Потом «Найтингейл» обещает отпустить всех, даже дав исследователям голову Джекса, дабы они могли документально подтвердить смерть преступника. И весь отряд соглашается на это условие корабля — и каждый из них видит Джекса в последние минуты его жизни — и каждый едва не сходит с ума, так же, как сошел с ума сам полковник...

Тема искусственного интеллекта тоже всегда волновала писателей-фантастов. Вопросы о том, насколько схожи естественный и искусственный мозг, какими чувствами оперирует искусственное сознание — часто находятся в фокусе внимания авторов. Аластер Рейнольдс в «Найтингейл» тоже задался этими вопросами, на сей раз применительно к сознанию корабля-госпиталя. Что с ним могло случиться в космической пустоте? Какие вопросы могли его одолевать? Как он мыслил свою миссию после того как человечество перестало нуждаться в постоянных услугах «Найтингейл» по лечению солдат?

Ответы на эти вопросы жутковаты, и тут мы о них говорить не будем. Вспомним только одно умное изречение, но перефразируем его: мы в ответе за тех, кого создали. Ведь, в конечном счете, во всем, что случилось с полковником Джексом, посланным за ним отрядом и самим космическим госпиталем «Найтингейл», — виноваты люди.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)