Отчаяние (повесть)

Автор: Юрий Нестеренко

Жанр: научная фантастика, сплаттерпанк

Год издания: 2010

Похожие произведения:

  • «Сквозь горизонт» (фильм, 1997)

  • Аластер Рейнольдс «Найтингейл» (повесть)

  • Харлан Эллисон «У меня нет рта, но я должен кричать» (рассказ)

Мир устроен так, что законы физики обойти невозможно. Например, человек не может отменить гравитацию, а чтобы преодолеть ее, вынужден строить громоздкие космические корабли. Человек не может перестать дышать — так устроены наши тела, подчиняющиеся сложным биологическим законам, которые опять-таки восходят к физике. Действие рождает противодействие, энтропия возрастает, а время и пространство зависят от гравитационных искажений.

И с этим ничего не поделаешь.

Казалось бы, причем тут физика, ведь здесь должна быть рецензия на литературное произведение?

Терпение.

В 2011 году в сборнике «Русская фантастика» вышла повесть российского писателя-фантаста Юрия Нестеренко с простым и лаконичным названием — «Отчаяние». Герой этой повести, мужчина, просыпается в заброшенной комнате и не понимает, кто он и где находится, поскольку лишен памяти. Поиск ответов на все эти вопросы приводит его к страшным, шокирующим открытиям, которые позволяют узнать больше об этом загадочном месте. И чем дальше герой заходит по лабиринту коридоров, комнат и уровней, тем сильнее возрастает его ужас — если чистилище и существует, то он попал точно по адресу.

Несомненным достоинством повести Нестеренко является интересный, динамичный и лихо закрученный сюжет, от которого крайне сложно оторваться. Автору удалось сохранять интригу и держать читателя в неведении относительно того, где же на самом деле оказался главный герой. А когда ответ на этот вопрос становится очевиден, возникает новая, не менее интригующая задача, напрямую увязанная с центральной идеей повести.

Идеей, постулирующей, что главной целью жизни во всей вселенной, главной физической константой известного нам мира, основным двигателем физических процессов во вселенной является отчаяние. Но не в виде отдельно взятой человеческой эмоции, а как некий космический фундаментальный принцип, как физический закон. И закон этот работает идеально в том состоянии материи, которое современные ученые называют «темным». Темная материя — цитадель отчаяния, альфа и омега всего сущего, страшная, неумолимая сила, подчиняющая себе любой разум и все другие законы физического мира. К отчаянию стремится любая система. Цель любой жизни — достичь отчаяния. Именно благодаря этой цели жизнь эволюционирует, чтобы породить разум и отправить этот разум в царство «темной материи».

Правда ужасна, как диагноз смертельной болезни. Герои повести находятся на космическом корабле, который был отправлен в межзвездный полет, но попал в поле «темной материи», где традиционные физические константы не работают. Это — царство ужаса, космический Аид, питающийся эманациями страха и отчаяния человека. Это ловушка, из которой невозможно выбраться. Вернее, выход только один. Но даже он не гарантирует избавления, потому что слепые законы сохранения энергии воскрешают человека из находящейся на корабле плазмы снова и снова, чтобы питаться его отчаянием бесконечно...

Повесть Нестеренко можно смело отнести к лучшим образцам научно-фантастического хоррора, поскольку источником ужаса здесь является не потусторонняя сила, а определенный физический закон, логику действия которого мы наблюдаем с первого до последнего предложения. И если чудовище из любого классического романа ужасов действует осознанно, то отчаяние у Нестеренко вообще не персонифицировано никак. В этом и заключается кошмар ситуации: человек совершенно беспомощен перед этой неумолимой силой, он обречен на вечные муки, пойманный в капкан отчаяния, как муха в паутину.

Что касается недостатков, произведение грешит некоторыми нестыковками: не совсем точно определена связь темной энергии и темной материи, не всегда оправданы действия героев, вызывают улыбку мысли героя об автомобильной аварии, словно действие происходит не в будущем. Но все эти мелкие неувязки меркнут на фоне главного вопроса, который можно задать автору: для чего была написана эта повесть?

Оригинальная идея, перекликающаяся с мотивами фильма «Сквозь горизонт» и научно-фантастическим помрачением рассудка в рассказе Харлана Эллисона «У меня нет рта, но я должен кричать» делает эту повесть уникальной на фоне банальных страшилок про космических монстров.

Динамичный сюжет, позволяющий с интересом следить за развитием событий и поступками главных героев, не даст заскучать ни на минуту.

Мрачная, жирная атмосфера безысходности, наполнившая чашу текста до краев, накроет читателя густой патокой.

Но все эти несомненные достоинства как-то меркнут, когда понимаешь, что этот отличный талантливо написанный текст, в общем-то, был написан ради самого себя.

Приятного чтения.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх