DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Статьи

Насколько серьезным может быть влияние идеи, по сути, никогда не воплощенной? Может ли фильм, не будучи снятым, оказать сколь-либо заметное влияние на жанр и индустрию? Оказывается, может. Хотя здесь речь идет, несомненно, об уникальном случае. Именно так стоит расценивать амбициознейшую «Дюну» режиссера Алехандро Ходоровски, которая активно разрабатывалась в 1974 году, но так и не была претворена в жизнь.

Актеры, продюсеры, режиссеры, сценаристы, композиторы и люди многих других профессий, причастных к производству кино, недолго были в безопасности. В поисках новых историй, способов удивить и шокировать зрителя, авторы начали делать самих кинематографистов героями триллеров и фильмов ужасов — как главными, так и второстепенными. Сюжеты таких картин, а еще эпизодов телесериалов и мультфильмов, как-либо связанных с фильмами ужасов, мы и вспомним в этой статье.

Несмотря на то, что обителью призраков традиционно считаются заброшенные дома и замки, театры, а вернее, их закулисные помещения, хранят не меньше тайн и легенд, многие из которых носят весьма мрачный характер. В свете этого неудивительно, что вышедший в 1910 году роман Гастона Леру «Призрак Оперы» наряду с «Дракулой» Брэма Стокера и «Франкенштейном» Мэри Шелли подарил миру один из самых известных хоррор-сюжетов.

Как создавался «Франкенштейн»? Какие фильмы показывали в грайндхаусах? Что говорит о своем отце младший Лугоши? Что происходило за кадром «Молчания ягнят»? Рассуждения Джо Данте, воспоминания Джона Карпентера, байки Роджера Кормана… Что, уже потекли слюнки? Русскоязычные поклонники киноужасов, которым хочется не просто смотреть фильмы, но и знать о них и об их создателях как можно больше… бедные вы люди.

Когда-то страх перед неизвестным заставлял наших предков прятаться в пещерах. С тех пор человек осмелел настолько, что успел собственноручно возложить на себя корону царя природы. Но все тот же первобытный страх охватывает многих из нас при мысли о том, что происходит с сознанием после смерти телесной оболочки. Именно этот страх исправно пополняет кошельки экстрасенсов, медиумов и, разумеется, представителей духовенства. Мы же сегодня рассмотрим, как создатели фильмов в жанре хоррор выстраивают диалог между живыми людьми и душами умерших.

Метла, котел, в котором что-то постоянно бурлит, черная кошка, старинный гримуар, остроконечная шляпа и жуткий вид — тут и в шарады играть не надо. Каждому сразу ясно, о ком идет речь. Естественно, о ведьмах — существах загадочных, таинственных, пугающих до дрожи, но привлекающих внимание. Вызывающих разные желания — прикоснуться к неизведанному или сжечь к чертям. Им, и только им посвящена статья Ирины Кукушкиной.

Божественный Порядок разрушен. Приспешники Его Божественной Тени спрятались по углам и высунуться не смеют. Что делать теперь знаменитым героям, уничтожившим последнее Насекомое?.. Если бы речь шла действительно о героях, то, скорее всего, на этом «Лексс» и закончился бы. Но мы имеем экипаж «космической бабочки» в следующих лицах: слабоумный капитан Стенли Твидл, раба любви Зев, помешанная на сексе, и мертвец-убийца Кай... Ах да, ещё голова робота 790, тоже полоумная. Казалось бы, с такой компанией далеко не улетишь...

Так говаривал всем знакомый Безумный Шляпник, который, к слову, сам был той еще специфической личностью. Когда с голубых экранов на зрителя выливаются тысячи литров крови, несчетное количество отрубленных конечностей и зловещий смех главных злодеев, невольно задумываешься: а что, если не жажда насилия и не желание купаться в крови своих жертв движут ими? С чертовой дюжиной таких злодеев, которые на самом деле вовсе не злодеи, а самые что ни на есть обычные люди, ничем не отличающиеся от нас с вами, и познакомилась Ирина Кукушкина.

Вы думали, мы забыли завершить свое препарирование русской готики? Не тут-то было! Ведь у нас остались фильмы по готическим произведениям Александра Грина и Валерия Брюсова, не говоря уже о некоторых экранизациях «Упыря» и «Семьи вурдалака» А. К. Толстого и «Вия» Николая Гоголя. Итак, в заключительной части статьи Алексея Грибанова идет речь о таких фильмах, как «Ночь дьяволов», «Избавитель», «Жажда страсти», «Господин оформитель» и многих других.

«Господи, да неужели опять Лавкрафт?!» — воскликнет читатель, уже «наевшийся» нашим «джентльменом из Провиденса» до отвала. Ан нет, мои дорогие! Никаких Великих Древних тут не будет — хотя кое-какие Божественные Предки ещё могут попасться вам на глаза. Посмотрите-ка в небо. А ну-ка, что это там такое большое, длинное, похожее на исполинскую стрекозу? Да это же Самое Мощное Оружие Разрушения В Двух Вселенных! Ужас, бороздящий просторы Вселенной! Молитесь, чтобы он не расщепил нашу планету на маленькие кусочки!..

Говоря о некрофилии в кинематографе, нельзя не вспомнить немецкого режиссера Йорга Буттгерайта, ведь это именно его фантазия породила такие специфические шедевры, как дилогия «Некромантик», «Король смерти» и «Шрамм». Раскрывая тему секса в хорроре с одной из наиболее извращенных ее сторон, DARKER не мог не обратиться к лучшим работам этого скандального постановщика.

Порой даже среди откровенного хентая встречаются истории с вполне вменяемым сюжетом, качественным саундтреком, рисунком и анимацией. Уберите слишком откровенные эротические сцены — и может выйти неплохой триллер, хоть в кино показывай, пусть и в категории 18+. Мы же постараемся в горах шлака отыскать нечто стоящее. Представляем вашему вниманию десятку самых «страшных» японских порномультиков.

Если бы среди убийц проводилось состязание по количеству жертв, то пальма первенства, несомненно, досталась бы именно этой женщине. Ведь венгерская графиня Елизавета Батори на данный момент считается самой кровожадной личностью в истории. Неудивительно, что ее образ не раз использовался в фильмах — и порой кинематографисты не придерживались ни фактов, ни легенд, а отдавались воле собственного воображения. В кровавую ванну киновоплощений графини Батори окунулась Ирина Кукушкина.

Попытки перенести произведения «русской готики» на киноэкран предпринимались в нашей стране еще на заре отечественного синематографа. Благо, уже тогда имелись и произведения, достойные экранизаций, и кинематографисты, достойные их экранизировать. Позднее к процессу подключились и зарубежные режиссеры… Но обо всем этом следует рассказать по порядку. Итак, первая часть статьи посвящена экранизациям произведений Николая Гоголя и Алексея Константиновича Толстого.

Выйдя из тяжелого новогоднего состояния, DARKER постарался трезво оценить минувший год по его достижениям в области темного кинематографа. Редакторы и авторы журнала вспомнили фильмы, которые западали им в душу в 2014 году глубже других. А заодно заглянули в недалекое будущее, сосредоточив внимание на жанровых премьерах наступившего 2015-го, и прикинули, какие из них стоит ждать с особым нетерпением.

Представьте, что Дэмиен, Айзек, Тошио и Садако с Самарой мало того что ходят в одну школу, так еще и занимаются в одном классе. Вместе с их друзьями здесь учится ровно тринадцать мальчишек и девчонок — все со сложной судьбой и не менее простыми характерами. У некоторых деток сверхъестественные способности, кто-то просто любит повредничать, а есть среди них и настоящие дьяволята. Ирина Кукушкина не побоялась не только переступить порог этого зловещего класса, но и познакомиться поближе с группой продленки трудных детей.

Роман Джона Уиндема «Кукушки Мидвича» трижды переносился на экран, и ни одна из его кинотрактовок не соответствовала духу первоисточника должным образом. Что в «Деревне проклятых» 1960 года, что в ее сиквеле «Дети проклятых», что в ремейке Джона Карпентера 1995-го история загадочных светловолосых детей со сверкающими глазами излагалась кинематографистами на свой лад. Почему так получилось, что в этом хорошего и что плохого, постарался разобраться Глеб Колондо.

Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и добродушие, Лон Чейни-младший вошел в историю хоррор-кинематографа как актер, сыгравший чуть ли не всех главных монстров студии «Universal». Воплощенные им образы, среди которых были наиболее значительные для жанра — Человек-волк, граф Дракула, монстр Франкенштейна, Мумия, — возвели его в ранг хоррор-икон. Самые яркие роли легендарного актера осветил в своей статье Глеб Колондо.

«Эд Вуд Восточной Европы» — с легкой руки журналистов это прозвище прочно пристало к польскому режиссеру Мареку Пестраку, человеку, кстати, не чужому и для советского кино, как-никак снявшему в СССР три фильма, два из которых хорошо известны любителям кино в нашей стране. Но насколько корректно сравнивать одного из основоположников польского хоррора Пестрака с «худшим режиссером всех времен и народов», великим и ужасным Эдом Вудом? В этом вопросе разобрался Алексей Грибанов.

За свою удивительную карьеру Лон Чейни сыграл в кино более полутора сотен ролей. Его героями были клоуны, фокусники, калеки, старушки, вампиры и, конечно, Призрак оперы и Горбун из Нотр-Дама. Он — Человек с тысячью лиц, и едва ли это стоит считать преувеличением. В настоящей статье Глеба Колондо представлены наиболее значительные экранные воплощения этого выдающегося актера — семь из тысячи лиц Лона Чейни.