ССК 2018

Если бы среди убийц проводилось состязание по количеству жертв, то пальма первенства, несомненно, досталась бы именно этой женщине. Ведь венгерская графиня Елизавета Батори (1560—1614) на данный момент считается самой кровожадной личностью в истории.

О ней ходит множество слухов и легенд, ей приписывают общение с духами, невероятную жестокость, владение черной магией, многочисленные пытки самыми жуткими способами. Что неудивительно, ведь за графиней значится весьма завидное родство: одним из ее дальних предков был правитель Влад III, который очень любил сажать неугодных ему людей на кол. Поэтому за ним и закрепилось прозвище Цепеш — Колосажатель. Нам же эта личность знакома под другим именем — Влад Дракула.

Елизавета, в свою очередь, была исключительно умна, талантлива, прекрасно разбиралась в политических и военных делах. А еще она была красива.

Личность, обладающая подобными качествами, само собой, не могла не стать объектом темных заговоров, тайн и сплетен. Поговаривали, будто графиня нашла способ сохранять молодость весьма нетривиальным способом. Она сохраняла свою красоту, принимая ванны, наполненные кровью молодых невинных девушек, и ее желание во чтобы то ни стало выстоять в борьбе с временем не знало пределов. По некоторым свидетельствам, число ее жертв достигло 650 .

Сложившийся образ кровавой, обожающей боль и пытки властной женщины как нельзя кстати пришелся ко двору в кинематографе. О графине Батори был снят не один десяток фильмов. В некоторых из них она предстает в качестве центрального персонажа, в других — упоминается лишь мимоходом. И в том, что яркий образ Кровавой графини заслуживает этого внимания, нет никаких сомнений.

Одной из первых экранизаций истории Елизавета Батори стал фильм Петера Шашди «Графиня Дракула» (Countess Dracula, 1971). Подоплека действий со стороны героини проста как мир — зрелая и пресыщенная жизнью женщина обращает внимание на молодого человека, который не только хорош собой, но еще и наследует большую долю земель по завещанию ее покойного мужа. Как тут устоять? В одном из порывов неконтролируемой ярости Батори случайно ранит до крови свою служанку, и — о, чудо! — ее кожа разглаживается в мгновение ока. Графиня бросает все силы на возвращение былой красоты и завоевание сердца юноши. Прячет свою дочь в лесном домике под присмотром разбойников и выдает себя за нее. Предается любви с новоиспеченным суженым, постоянно борясь с возвращающейся старостью — ведь эффект от чудодейственного лекарства совсем недолог. Но, как известно, все тайное становится явным. Ее обман и многочисленные убийства становятся достоянием общественности, и графиня предстает перед лицом смерти в своем естественном, ужасающем виде. И только, как говорится, птичку юношу жалко.

В 2013 году на экраны вышла «Ночь страха 2: Свежая кровь» (Fright Night 2). Одним из центральных персонажей также выступила Елизавета Батори. Такая, какой ее и представить никто не мог. Могущественная вампирша, которая за века земной жизни настолько разочаровалась в своем существовании, что пошла преподавать в университет. Там и развлечений побольше, и доступ к свежей кровушке всегда открыт, ведь ее курс посещают приезжие студенты, а сколько их может потеряться в чужой и неприветливой Румынии, одному богу известно. Создатели фильма постарались на славу — исторический образ графини получился воистину «ляповым», коммерческим и современным. Много секса из ничего, пафосные речи, клыкастая улыбка, сплошные штампы и даже целый бассейн крови. Гулять так гулять! «Свежая» графиня Батори предпочитает не столько купаться в крови, сколько пить ее. Видимо, так полезные и омолаживающие свойства этого «лекарства» действуют лучше, чем при наружном применении. Вопрос остается только один — к дочери великого Билла Мюррэя, Джейми Мюррэй: зачем она это сделала?

Чуть раньше, в 2004 году, в похожем ключе была снята картина «Вечная» (Eternal). Такая своеобразная интерпретация «Основного инстинкта»: прекрасная, роковая женщина, окутанная тайной, подозреваемая если не в убийстве, то как минимум в похищении человека, не выходит из головы детектива. Что-то в ней явно не так. Прошлое опутано тайнами, и ее права на старинный особняк весьма сомнительны, но все вопросы уходят в никуда. Единственная ниточка приводит неугомонного детектива, поддавшегося ее чарам и ставшего пешкой в ее игре, в Венецию, где во время карнавала, на праздник в старинном поместье собирается весьма специфический народ. Много секса из ничего, помните? Сбой в матрице. Тот же поворот. Хозяйка дома, некая Элизабет, заманивает девушек к себе, но вместо обещанных развлечений жертвы находят в ее ванной комнате свою смерть. От подобных картин циничность и здравый смысл машут детективу ручкой, и он понимает, что мирской закон этой даме побоку. Поэтому он сдает ее на поруки совершенно в другое место. Туда, где знают ее секрет и где положат конец ее постоянной погоне за вечной жизнью.

В 2008 году талантливая Жюли Дельпи являет миру свое творение под названием «Графиня» (The Countess). Сама она предстает не только как сценарист и режиссер, но и подает образ Елизаветы Батори в новом свете. Статная и богатая вдова в ее исполнении влюбляется в молодого и привлекательного человека, но тот покидает ее по приказу своего отца. Графиня же уверена, что виной их размолвки выступает более молодая соперница. Ей неожиданно открывается невообразимый способ возвращения молодости (догадались, какой?). И тут, объятая жаждой мести и любви, графиня пускается во все тяжкие… В ее жизни тесно переплетаются и жуткие убийства (в ее скрытой ванной комнате устанавливают орудие пыток — Железную деву, — позволяющее ей выцеживать своих жертв до последней капли крови), и проявление жестокости в отношении барона (немного телесных наказаний и порки еще никому не причинили вреда, правда?), и интимная связь с ведуньей… В какие только крайности не ударится брошенная, обманутая женщина…

Какое отношение имеет Елизавета Батори к компьютерным играм? Создатели картины «Остаться в живых» (Stay Alive, 2006) решили, что самое что ни на есть прямое. В руки группы молодых любителей поиграть онлайн попадает мистическая «подпольная» игрушка… И один за одним они начинают умирать точно такими же способами, что и их персонажи в игре. Казалось бы, брось они это дело — и все было бы замечательно, но главный компьютерный злодей, Кровавая графиня, заставляет игру продолжаться независимо от их желания. Жаждущая избавиться от многовекового заточения и ожидающая все новые и новые жертвы, она заманивает их в свое таинственное реальное убежище. Но местные компьютерные гении не так просты, как могло показаться сначала. Потеряв пару-тройку друзей и вооружившись парочкой гвоздей и роз, которые по негласным правилам игры и завещанию магической книги должны помочь им в свержении «босса», они смело рвутся в бой. И да, «Game Over» предстоит услышать именно кибернетически подкованной графине.

Образ графини Батори настолько впечатлял киношников, что они не раз упоминали о ней в своих фильмах — причем не только в главных ролях. Так, к примеру, пришлась к месту жуткая сцена в «Хостеле 2» (Hostel: Part II, 2007). Богатенькая дамочка с явно повернутой психикой с наслаждением принимает кровавую ванну, жестоко пытая и убивая одну из героинь, которая попадается в ловушку организаторов развлечений для привилегированных членов клуба.

Этому примеру последовали и создатели фильмов «Метаморфозы» (Metamorphosis, 2007), «Ночные кошмары» (Night Fangs, 2005), «Могила оборотня» (Tomb of the Werewolf, 2004) и даже старинных «Аморальных историй» (Contes immoraux, 1974).

В противовес всем упомянутым ранее картинам выступает «Кровавая графиня — Батори» (Bathory), режиссера Юрайя Якубиско. В 2008-м, спустя без малого четыре столетия после смерти Елизаветы, чехословацкий режиссер сделал то, что ранее никому не приходило в голову. Якубиско снял практически документальный фильм, изобличающий правду о графине. Показал то, какой она была в действительности — красивой, властной, несчастной и удивительно сильной женщиной. Жажда жизни и невероятные богатства (ей принадлежало огромное количество земель, превосходящее числом даже владения короля) сделали ее жертвой злодеяний и политических заговоров со стороны бывшего соратника ее умершего мужа. Обвиненная в сотнях смертей, колдовстве и служению темным силам, она была замурована в своей келье, где и нашла свою смерть, когда разгоревшийся пожар навсегда избавил ее от мучений.

Как известно, имя Елизаветы Батори занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она считается самым массовым серийным убийцей. Споры о ней не прекращаются до сих пор. Но простая математика может все расставить на места: крови ее 650-ти жертв хватило бы примерно на 32 ванны, если принять, что в человеке содержится в среднем 5 литров крови, а объем пусть даже самой малой ванны составляет не менее 100 литров. Однако же, по свидетельствам «очевидцев», графиня предавалась кровавому ритуалу еженедельно. Путем нехитрых расчетов получим всего-то восемь банно-ванных месяцев. А ведь жесточайшие убийства и процедуры по омоложению продолжались десятилетиями. Что-то не сходится, не правда ли?

Все же образ графини Батори не покидает умы продюсеров и по сей день. В этом году нам предстоит увидеть еще одну весьма ожидаемую экранизацию, главную роль в котором исполнит наша соотечественница Светлана Ходченкова, — «Кровавая леди Батори». Какой на этот раз предстанет перед нами личность, чья жизнь покрыта тайной и вымыслом — увидим уже совсем скоро. Премьера в российском прокате назначена на 26 февраля.

До встречи в кинотеатре!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх