DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ария снова «уже не та»

Исполнитель: Ария

Название альбома: Проклятье морей

Жанр: Heavy Metal

Страна: Россия

Лейбл: M2BA

Дата выхода: 13 ноября 2018 года

Ария - Проклятье морей

Тринадцатый студийный альбом группы Ария, получивший громкое и интригующее название «Проклятье морей», стал самым необычным и экспериментальным релизом коллектива, наверное, впервые за долгое время с момента выхода «Генератора Зла» (1998). Казалось бы, группа с таким солидным стажем и известная своей консервативностью не рискнет сделать нечто из ряда вон выходящее, но, как мы видим, даже этот квинтет, не жалующий сюрпризы, смог неслабо удивить свою аудиторию, не боясь поредения в ее рядах.

Наверное, это самая искренняя и, можно так сказать, спонтанная работа «арийцев», не лишенная при этом разнообразия и неожиданных поворотов, открывающих нам творчество группы с несколько иного ракурса. На первый взгляд может показаться, что музыканты не особо-то и лезли из кожи при создании этой пластинки, а просто позволили музыке рождаться самой по себе. Что ж, в таком подходе определенно есть свои плюсы, но и минусы тоже. На этот раз Ария действительно уже не совсем та, что была прежде, но так ли это ужасно?

Новый альбом построен на контрастах и при этом отчетливо тяготеет к ретро-року, который, похоже, становится новым трендом на мировой тяжелой сцене. Об этом говорит обильное использование клавишных, иной раз с футуристическим уклоном, а также плотный ламповый звук, идеально подходящий для издания на виниле. Четкая и рельефная ритм-секция, бархатистые гитары, сильный, яркий и словно звенящий вокал. Если кто-то чрезвычайно обеспокоен этим вопросом, то к фронтмену в плане техники и исполнения, а исполнять ему пришлось на редкость сложные партии, никаких претензий нет, да и никогда и не было, ибо Михаил Житняков уже давно доказал свою профпригодность.

Более того, на новом альбоме вокал Михаила играет важную роль, выступая этаким генератором (нет, не зла) энергии, в то время как его коллеги дают понять, что на этот раз не намерены никуда торопиться. Переварить отдельные композиции с ходу довольно сложно, на первых порах альбом отказывается раскрывать свои фишки и может показаться совершенно невнятным, но вслушаться в него действительно стоит, чтобы как следует оценить его сильные и слабые стороны.

Динамичная «открывашка» «Гонка за славой» в лучших традициях Iron Maiden и Saxon, а также забористый рок-н-ролльный боевик «Эра Люцифера», в котором чувствуется рука Сергея Попова, свидетельствуют о том, что при желании музыканты могут как следует дать жару (не исполняя одноименной песни). В свою очередь эти темы соседствуют с более развернутыми и солидными композициями, в которых главенствует импровизационно-медитативное начало. К таковым относится сдержанный и холодный трек «Трудно быть Богом» с проговыми вариациями Холстинина, который не производит сильного впечатления, зато его антиутопичное и несколько психоделическое откровение «Дым без огня» следует назвать одной из лучших и интереснейших тем на альбоме.

Композиторские способности Виталия Дубинина подарили нам выразительную и столь же неожиданную балладу «Пусть будет так», совместившую откровенно эстрадные и металлические влияния, умело собранные воедино вокалом Житнякова, который также приложил руку к написанию этой песни. А вот проникновенный байкерский гимн «Все начинается там, где кончается ночь», где Маргарита Пушкина продемонстрировала высший поэтический пилотаж, без сомнений, не оставит равнодушными преданных поклонников старой-доброй «Арии» и уж точно пополнит репертуар истинно «народных» хитов.

Драматическая, полная эмоций и смен декораций повесть «Живой», созданная Поповым, продолжает прогрессивную линию альбома и требует к себе более пристального внимания. В свою очередь импульсивный манифест «Убить дракона» с антиполитическими воззрениями намерен как следует напрячь нервы слушателя и заодно встряхнуть его от сонной спячки своим навязчивым ритмом. Весьма неожиданный номер «От заката до рассвета» ощутимо подливает масла в огонь неслабым выплеском драйва пополам с оглушительными, прямо-таки пронизывающими нотами Житнякова.

Что касается финальной титульной композиции, здесь дело обстоит, к сожалению, не так обнадеживающе. «Проклятье морей» отчетливо и, скажем так, бесстыдно тяготеет к творчеству Железной Девы (особенно это касается пролога), а точнее, к их знаменитому эпичному повествованию о Старом Мореходе. Сие произведение, которое, прошу заметить, является самым масштабным творением за всю историю группы и создано вполне зрелыми дядями, к сожалению, не дотягивает до монументального magnus opus, лишено внутреннего стержня, а беспечная лирика, которая более подошла бы к творчеству «Короля и Шута», вносит некий диссонанс. Весьма сомнительно, что «Ария» будет часто исполнять данный номер вживую… и будет ли исполнять вообще?

Весьма обидно, что устоявшийся авторский коллектив группы в лице М. Пушкиной и А. Елина продолжает эксплуатировать «черно-белое» мышление с обязательными наивными религиозными отсылками, зачастую, кажется, только рифмы ради. Не хочется очернять труды по-настоящему талантливых людей, особенно когда они работают «на заказ», тем более что подобное наблюдалось и раньше, но в этот раз все это выглядит все более плоско и неубедительно. Молодые авторы Игорь Лобанов и дебютант Владислав Тарасов, хоть и грешат чем-то подобным, все же смогли внести в «библиотеку» группы кое-что новенькое: чего только стоит текст «Варяга», написанный от лица боевого крейсера, или головокружительный сюжет «От заката до рассвета».

Несмотря на разноплановость материала, избавиться от привкуса инертности и «беззубости» нелегко. Разумеется, задумка музыкантов писать музыку по методу саморефлексии вполне понятна, но, видимо, возраст все-таки берет свое. Усилиями известного музыканта и продюсера Roy Z, отвечавшего за сведение, альбом обзавелся оригинальным винтажным саундом и звучит достаточно живо, но в то же время небрежно. Сдается, этот релиз стал для Роя просто еще одной будничной работой в его длинном списке и не более того. Хочется надеяться, что новые песни заиграют другими красками во время концертных выступлений.

В целом же «Проклятье морей» производит впечатление достаточно смелого и нетривиального произведения, которое хвалить хочется больше, чем ругать. Альбом не претендует на то, чтобы оглушить аудиторию недосягаемой крутизной, но при этом он покажется интересным любителям интеллектуального начала в тяжелой музыке. Этой работой «арийцы» показали, что стремятся не только поставлять слушателю ровно то, чего он хочет и требует, но прежде всего делать музыку, которая бы нравилась им самим. Ну а те, кто не в силах смириться с таким раскладом, всегда могут утешиться чем-нибудь из проверенного арсенала именитых отечественных металлистов.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)