DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Педагогическая жесть

Класс 1999 / Class of 1999

США, 1990

Жанр: ужасы, фантастика, боевик

Режиссер: Марк Л. Лестер

Сценарий: С. Кортни Джойнер, Марк Л. Лестер, Джон Скипп

В ролях: Брэдли Грегг, Стейси Кич, Малкольм Макдауэлл, Пэм Гриер, Патрик Килпатрик, Джон П. Райан и другие

Похожие фильмы:

  • «Класс 1984» (1982)
  • «Терминатор» (1984)
  • «Факультет» (1998)

Несомненно, «Терминатор» Джеймса Кэмерона породил множество подражаний самого разного качества. Но не все они буквально вылупились из легендарного первоисточника. Так, «Класс 1999» Марка Лестера имел собственную предысторию и являлся условным продолжением совсем другой картины. В начале восьмидесятых режиссер, вдохновленный реальным случаем, снял «Класс 1984» – жесткий триллер, в котором учитель музыки противостоял банде старшеклассников. Причем последние были не просто хулиганами, а настоящими отморозками, способными на изнасилования и убийства. Лестер выбрал стилистику фильма-предупреждения, перенеся действие в ближайшее будущее по отношению к 1982 году выхода и тем самым фактически говоря о потенциальном росте подросткового насилия. С позиции сегодняшнего дня можно констатировать, что режиссер точно не преуменьшил насущную проблему.

Лента имела намеренно гротескную форму, где школа показана чуть ли не зоной, густонаселенной отпетыми уголовниками. Но в то же время сложно не согласиться, что так называемая детская преступность – совсем не миф, а печальная реальность, включая ее наличие во вполне благополучных странах. Картина стала заметным событием и трамплином для Лестера в большое кино. Произведение вызвало зрительские споры, а-ля «можно ли так снимать на тему школьной жизни, и насколько это вообще соответствует реальности»? Конечно, экранной условностью было и то, что детей играли более чем совершеннолетние актеры, и поэтому сцены насилия не выглядели как нечто из ряда вон.

Что же до последующей связи с «Терминатором», то в сиквеле она, бесспорно, прослеживается, ибо Лестер решился продолжить тему в фантастическом ключе. Фактически он художественно воплотил в жизнь зловещую теорию о диком всплеске неконтролируемого молодежного бандитизма. Американские улицы залиты кровью, и целые городские районы перешли под контроль воинствующих подростков. Пытаясь выправить ситуацию, правительство решается на эксперимент. В одну из школ направляют трех учителей, способных навести порядок. Ибо это не люди, а боевые киборги, частично перепрограммированные под образовательные задачи.

Если в первом фильме Лестер руководствовался маломальским правдоподобием, то во второй части с головой окунулся в отвязную фантазию. Школьнички стали настолько опасными, что полиция вообще не приближается к учебному заведению, так как в два счета можно нарваться на нож или пулю. Ну а частная компания, производящая роботов, естественно, преследует меркантильные цели. Укрощение разбушевавшихся детишек – это фактически полевые испытания смертоносных машин, за которыми должны последовать выгодные контракты. Ведь малолетние гопники – пушечное мясо, и чем больше их будет показательно убито «в рамках самообороны», тем пристальнее внимание к возможностям «терминаторов», которое в итоге обернется звонкой монетой.

Да, социальная злободневность в «Классе 1999» ушла на задний план. Теперь это не драматический триллер, а кровавый экшен-хоррор, с «мясными» эффектами. Механические учителя разве что на дебютных уроках ведут себя более-менее в рамках, а далее начинают убивать, ибо для этого они и предназначены. Никаким подростковым рейтингом тут и не пахнет – в сценах насилия Лестер ничем себя не ограничивает. А всякие «терминаторские» визуальные фишки не выглядят калькой с шедевра Кэмерона. В этом плане особенно хороша финальная сцена с физруком в исполнении Патрика Килпатрика.

Как брутальная развлекуха, «Класс 1999» реально хорош. Полтора часа пролетают незаметно, благодаря четкой динамике и вкусной картинке. В те годы Лестер был в отличной режиссерской форме и снимал зрелищные увлекательные фильмы. Здесь даже не хочется обращать внимание на отдельные наивные сюжетные повороты и схематичные отношения между героями. Пусть у истории нет кэмероновской апокалиптичной философии, но в рамках кибернетической страшилки кино исправно работает.

При скромных кинотеатральных сборах ленту в общем и в целом хорошо приняла целевая аудитория. Четыре года спустя вышел ее прямой сиквел «Класс 1999: Новый учитель», сделанный другими людьми. И вот это уже был полный провал по всем статьям. Однозначно слабая постановка, примечательная только своеобразным твистом перед развязкой, очень быстро канула в Лету. А вот фильм Лестера, с поправкой на возраст, впечатляет по сей день.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)