DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Тра-та-та, тра-та-та, наступает крипота

Из бездны (сборник)

Автор: Герман Шендеров

Жанр: хоррор

Издательство: АСТ, Астрель-СПБ

Серия: Самая страшная книга

Год издания: 2024

Похожие произведения:

…И ни один автор хоррора не признается, что на самом деле пишет магический реализм. Это и понятно! Суровость, тьма, бездны, адище, кровь-кишки и прочие атрибуты мистики и хоррора как-то очень странно смотрятся рядом со словами «магический реализм». Но если присмотреться повнимательнее…

Если присмотреться повнимательнее, то, как все знают, из бездны (Бездны!) обязательно кто-нибудь посмотрит. И что-нибудь протянет.

Герман Шендеров, похоже, в Бездне уже плотно обосновался, купил квартиру, провел туда интернет, сидит себе, описывает окружающее и транслирует наверх. В анамнезе автора более сотни рассказов. В сборнике «Из Бездны» — тринадцать.

Чертова дюжина разных по смыслу и подаче, с разными героями, сюжетами, локациями и выводами рассказов — это пазл для читателя. Причем пазл, у которого только один цвет и кусочки примерно одинаковой формы. Хочешь, начинай с «Конца „Юности”» — и падай до последней страницы, чтобы только потом оттолкнуться от дна. Хочешь, начни с «Симфонии Шоа» — и на долгие часы забудь о том, чтобы включить чью-нибудь трансляцию (потому что — а вдруг?). А хочешь, выбери «Виртуальную машину» и «Лучшего погонщика», которые сам автор считает своими «визитными карточками», — чем не лучшая рекомендация для знакомства?

Искушенного читателя под обложкой поджидает бесконечно вариативная Бездна — с физиологическими подробностями во всей красе, с монстрами и маньяками, с неопознаваемыми существами, выбирающимися в наш мир самыми неожиданными путями. Напугает ли это? Безусловно. Шендеров — мастер телесных описаний. Что, кстати, ему недоброжелатели в сети чаще всего и предъявляют, мол, лишнее ультранасилие в каждой строчке.

Но эти самые недоброжелатели не умеют правильно смотреть и, что важнее, правильно видеть. А куда смотреть, кроме кишок и монстров? Чтобы правильно?

И тут-то мы подходим к самому интересному. Рассказы Шендерова пугают не столько сюжетом или подробностями. Пугает — язык. Мастерство автора в том, как изящно, играючи, он создает полотно истории — овеществленное, близкое, понятное.

Все, что происходит в Бездне, — происходит здесь, рядом с нами. Здесь бродит Зинка, которая Кольку от пьянства отучала, в соседнем доме живут Дыба и Олег из «Зла немерено», через дорогу — Зайцев из «Намощи».

И если бы мы не говорили о Германе Шендерове как об авторе хорроров, то вполне могли бы поговорить как об авторе-бытописателе: «Надька была эталонной «разведенкой с прицепом». На лицо ничего такая, смазливая, не потаскана, а в постели — ну чисто ураган «Катрина», да и грудь — есть за что ухватиться. За фигурой следила, бельишко всякое интересное покупала. От одних ее сообщений у Гендоса в штанах дымилось так, что предложение он сделал не думая, лишь бы поскорее на свиданку пустили. А там уж, изведав Надькины полости и прелести, Гендос всерьез решил переехать в однушку к новоиспеченной жене — в маленький шахтерский ПГТ под Ростовом, Нижнешахтинск. Тем более что дома, кроме проржавевшей за шесть лет «девятки», его никто не ждал. «Прицеп» в виде пятилетнего Валерки не напрягал. Много ли хлопот от мелкого? Лежа на нарах, Гендос фантазировал, что станет пацану батей, как в фильме «Вор» с Машковым, научит быть настоящим мужчиной, вырастит из него правильного пацана».

Разве не соседи по дому или поселку эти Надька с Гендосом? Разве не встречались в новостях или просто на улице такие парочки? То-то и оно… И сюда же идут знакомые до боли, до скрежета зубовного интерьеры и пейзажи, крупные мазки и мельчайшие детали действительности, которая порой пугает куда сильнее выпотрошенных тел и темных ритуалов.

Здесь, на стыке живейшей — руку протяни и потрогаешь! — реальности и совершенно замораживающего ужаса и начинается соединение магического реализма и хоррора, как устоявшихся уже жанров. И в этом соединении рождается то, что, вполне возможно, через несколько лет войдет в учебники литературоведения как «реалистический хоррор». И имя Германа Шендерова в этих учебниках совершенно точно будет.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 008 24-04-2024 03:57

    Очень хорошо сказано, полностью соглашусь, что тут важен чисто человеческий, а не магический аспект, я в основном из-за этого хоррор, в частности данного автора, и читаю.

    Учитываю...