DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Японский треш, к которому мы не привыкли

Страна восходящего солнца известна экзотичностью. Хотя Япония и развернулась к своим соседям-гайдзинам, вбирая их особенности, но продолжала сохранять идентичность. Особенно это видно в произведениях культуры. Многие из новых японских режиссеров нашли свою нишу, создавая треш в собственных безумных направлениях. Они используют японскую идентичность, приверженность традициям, свободу повествования, свойственную манге, и просто сумасшедшие эффекты. Это приводит к яркому стилю, который сложно спутать с другими мировыми фильмами, при этом произведения даже внутри жанра также не похожи друг на друга.

«Ловушка зловещих мертвецов» (1988)

Знали ли вы о существовании японских спин-оффов знаменитой франшизы «Зловещие мертвецы» Сэма Рейми? Между тем их целых три. Вот только общего с оригиналом у них минимум.

В Рунете принято смеяться над прокатчиками, которые адаптируют оригинальные названия фильмов под известные фильмы (например, «Пила: Джокер» – в оригинале Dark Game – «Темная игра»), которые при этом не имеют никакого к ним отношения. Японцы пошли чуть дальше.

История умалчивает, но судя по всему, изначально фильм был снят в стиле джалло про убийства девушек с необычным поворотом в финале. Но, видимо, для продаж решили изменить название, и, чтобы не выглядеть совсем глупо, режиссер сделал несколько сцен с блуждающей камерой, как у Рейми. Они выбиваются из общего повествования, однако не портят атмосферу. Это изобретательный слэшер, делающий упор на теме пыток и изнасилования женщин. На родине считается классикой и на его основе пишут статьи об эксплуатации насилия в кино. Несмотря на то что некоторые эффекты уже давно устарели, изобретательность убийств и закрученный сюжет позволяют смотреть «Ловушку» и сейчас. Да и на саундтреки стоит обратить внимание – некоторые из них точно захочется оставить в своем плейлисте.

«Адский бейсбол» (2003)

Картина основана на одноименной манге, и во многом это наиболее приемлемый для обывателя фильм в этом списке. Он нелепый, без упора на гротескное насилие, пародирующий спортивные драмы. Похож на «Бейскетбол» (1998) и «Убойный футбол» (2001) – только без бюджета. Зато в наличии цельный сюжет про противостояние бейсбольных команд двух школ. Одна из них состоит из мутантов-зомби, и ей свойственно убивать и мучить соперников. А у другой, наконец, появляется надежда на победу благодаря новому талантливому игроку, которому, впрочем, спорт не слишком интересен. Типичный замес для жанра сенэн.

Режиссер специально делает некоторые ходы комичными, используя цветокоррекцию для передачи настроения, есть музыкальные элементы и концовка с раскаявшимся злодеем. В общем, все элементы соответствуют общему духу нелепого юмора. У фильма есть ремейк-сиквел с тем же режиссером и главным актером, но он чуть хуже. В целом, «Адский бейсбол» точно заслуживает внимания – любителям необычного кино фильм понравится.

«Женщина с разрезанным ртом» (2007)

«Женщина с разрезанным ртом» породила целую франшизу, имеющую свои сиквелы-приквелы и американский ремейк. Каждый фильм уникален, но есть между ними общая сюжетная канва, эксплуатирующая японскую городскую легенду, – ее упоминали в оригинальном «Звонке» (1998) и разнообразных мангах и аниме.

В первом фильме в маленьком городке начинают пропадать дети, и пара учителей берется за свое расследование, в ходе которого обнаруживает странную женщину.

Второй фильм в первые полчаса представляет собой драму про девочку, которая любит мальчика, но ее любит другой мальчик. Он поливает возлюбленную кислотой и убивает ее мать, в результате чего рождается монстр, соответствующий названию фильма.

Общая тема для этой франшизы – насилие над детьми. Однако трешем в привычном понимании слова фильм назвать нельзя, это скорее неослэшер – дешевый, мрачный и кровавый, но к концу теряющий зубы.

Картина вполне себе может потягаться с американскими франшизами, такими как «Пятница, 13-е» и «Хэллоуин», хотя главному монстру все же не всегда хватает харизмы.

В целом, серия снималась сразу для видео и TV, что сказалось на картинке и качестве эффектов. Однако она достойна внимания.

«Токийская полиция крови» (2008)

Фильм уже может считаться классикой – он нашел свою формулу безумия, интересную зрителю. От других представителей жанра его отличает более мрачный тон, поэтому его нельзя посоветовать как единственный к просмотру, хотя он и лучше прочих во многом.

Режиссер Есихиро Нисимура одним из первых понял, что можно снимать дичь быстро и дешево, а потом продавать на Запад так же быстро, но уже дорого.

«Токийская полиция крови» является ремейком его же короткометражки 1995 года. Возможно, поэтому фильм по своей атмосфере соответствует мрачным боевикам 1980-1990-х. Так, помимо того, что события происходят в недалеком будущем, тут есть рекламные ролики, как в «Робокопе».

Японский сумасшедший ученый создал вирус, превращающий людей в ужасных монстров. Для борьбы с ними был учрежден специальный отряд, который мог судить и убивать при задержании (привет, судья Дредд!). Девушка-детектив заражается вирусом в ходе расследования и оказывается внутри коррумпированной схемы, в которой завязаны ее давно погибший отец и нынешний комиссар полиции.

Хорошо поставленные бои, практические эффекты, исследующие телесные изменения и биомеханику, а также крепкий сюжет делают фильм жемчужиной жанра.

«Девочка-пулемет» (2008)

Актер, продюсер и режиссер Ллойд Кауфман говорил, что на съемках фильма нужно просто качать побольше крови и заставлять актеров погромче кричать. Авторы «Девочки-пулемета» его заветам следуют. Ориентацию на западный рынок выдают даже начальные титры, стилизованные под «Грайндхаус» (2007) Квентина Тарантино и Роберта Родригеса, которые, в свою очередь, мимикрировали под эксплотейшн-фильмы 1960-1970-х.

Сюжет прост – мальчика травит в школе сын якудза с друзьями. Его защищает другой мальчик. В общем, оба умирают. Сестра первого мальчика решает отомстить. Она теряет руку, но подруга-механик делает ей протез-пулемет. В итоге мы имеем продолжительную финальную битву с несколькими злодеями и совершенно оголтелыми драками.

Тут затрагиваются сразу несколько тем, свойственных Японии: обвинения жертв, замалчивание конфликтов, месть. Но упор делается на необычные боевки и телесные сцены смерти, так что получается изобретательная супергероика. Полтора часа фильма развлекают изо всей силы. В финале круг замыкается, но без морализаторства. Джеймс Ганн мог бы что-то такое снять, если бы у него были яйца.

«Отряд девушек-мутантов» (2010)

Снимали три режиссера, это чувствуется из-за разных стилей постановки. Однако фильм внутри поделен на главы, что сглаживает восприятие.

Последняя битва сверхэпична. Физические эффекты и грим хороши, в отличие от компьютерных, и атмосферу безумия поддерживают.

Сюжет: от смешения древней расы с человеческой появляются девушки-мутанты. У них, как у Людей Икс в стиле плохого вкуса, есть суперспособности – соски-катаны, бензопила-из-жопы, руки-щупальца и так далее. Их ненавидят обыватели, а террористы собирают в подпольный отряд, чтобы свергнуть японское правительство. В фильме есть подсюжеты о жизнях персонажей, и они соответствуют жанру повседневности. Нужно отметить, что истории об обиженных школьницах встречаются в японском кино довольно часто. Ближе к финалу пара мутантов одумывается и выступает против боевых коллег. Главный злодей превращается в гигантского монстра, что приводит к эпичной схватке.

Смотреть залпом фильм утомительно. Подсюжеты, как и основная линия, скучны. Экшен поставлен плохо и делает упор на монтаж, что не добавляет зрелищности, однако именно эти главы увлекают. Неподготовленный зритель от фильма может устать, но любителям он понравится. Потому что, несмотря на недочеты, это стильный, хотя и дешевый треш с упором на японский кич.

«Задница зомби: Туалет живых мертвецов» (2011)

Самый настоящий японский треш – сцена в деревенском туалете займет, пожалуй, третье место в рейтинге мирового кинематографа по отшибленности: в основном потому, что «Зеленый слоник» (1999) вне конкурса. Сюжет ссылается на сортирный юмор и социальные отклонения общества, однако не исследует их. Так, одна из героинь фильма съедает червя из сырой рыбы, чтобы похудеть. В результате ее кишечные газы приводят к нашествию зомби.

Это крепкий представитель жанра. Фильм не имеет возможности и бюджета для создания необычных монстров и компенсирует это безумным сюжетом и характерными персонажами. Присутствуют безумный ученый и школьная травля. Зомби сделаны хорошо, как и сам фильм, хотя компьютерная графика, хоть и редкая, временами выглядит убого.

«Почему ты не играешь в аду?» (2013)

Три сюжетные линии соединяются в одну, и, хотя кино в целом о любви ко всем вокруг, заканчивается он мощной кровавой баней. Общая линия, связывающая истории в одну, рассказывает про группу подростков, увлеченных кинематографом и мечтающих снять собственный шедевр. Приступив к осуществлению задуманного, они оказываются втянуты в войну между двумя кланами якудза, которые, впрочем, не против съемок, что отсылает к карьере Такеши Китано, а приводит к одной из самых продолжительных и одновременно кровавых сцен в кинематографе. А сюжетный поворот, связанный с главной героиней, вполне может тронуть зрительское сердце. При этом атмосфера вполне ироничная и веселая, даже там, где градус драмы зашкаливает, а кровь льется рекой.

Еще один пример приемлемого японского треша для Запада с отсылками на того же Тарантино и прочие синефильские фишки.

«Кудоку: Мясорубка» (2017)

«Кудоку: Мясорубка» – продолжение фильма с таким же названием, но без «кудоку», только не оригинала 1999 года, а ремейка 2005-го. Но их можно не смотреть – не стоит тратить на них время.

Из космоса прилетает стеклянная банка и накрывает часть города. Внутри инопланетяне вселяются в людей, отчего те превращаются в монстров, одержимых оружием, которое, в свою очередь, основано на увлечениях захваченного. Потом они сражаются: победитель съедает побежденного и переходит на следующий уровень мутации. Главный герой – пятидесятилетний умирающий коллектор, жизнь которого не удалась. Нужно быть готовым перетерпеть скучное начало, чтобы потом насладиться причудливыми боями монстров.

Спецэффекты местами сделаны нелепо, но это компенсируется нереальным гримом и совершенно сумасшедшими персонажами. Инопланетяне внутри людских голов похожи на пчел из деревни дураков, что добавляет оголтелости просмотру. Драки и съемки поставлены приемлемо, но добротно. Режиссер делает ставку на общую атмосферу безумия, что в полной мере раскрывается во второй части фильма. В целом, это средний представитель жанра, хотя и достойный внимания любителя.

Возможно, это даже не самые яркие и безумные фильмы Японии – более именитые представители жанра и так всем известны, да и более приемлемы для европейского зрителя. И хотя не каждый фильм из подборки легко посмотреть от начала и до конца, местами они показывают то, что другие не могут. Говорят о том, о чем принято молчать. И впечатляют тем, что принято скрывать. Но главное, они способны развлекать не хуже прочих.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 20-04-2024 13:43

    «Ловушка зловещих мертвецов» — там вся трилогия отличная, при том что фильмы довольно разные. Особенно понравилась сцена с выкалыванием глаза в первой части: монтаж, спецэффекты — все сделано по высшему разряду. Схожий эпизод в «Зомби» Лючио Фульчи и раньше-то смотрелся максимально пластиковым, а после «Ловушки...» померк окончательно.

    «Женщина с разрезанным ртом» в свое время показалась абсолютно рядовым и ничем не выделяющися j-хоррором. У многостаночника Сираиси больше запомнились его мокьюментари «Проклятие (Noroi)» и «Оккультизм». Если понравилось тайваньское «Заклинание», рекомендую и эти два фильмы, вайб одинаковый. А еще этот чувак снял «Гротеск» — вот он куда больше походит под определение треша. Если любите фильмы типа «Guinea Pig» или «Смятая кукла из плоти», можете заценить и «Гротеск» — там есть две-три жестковатые сцены.

    «Токийская полиция крови» — смотрел оч давно, в те годы нравился, воспоминания сохранились теплые, но больше на эту территорию не ступал, поэтому «Девочки-пулеметы» и иже с ними прошли мимо меня.

    «Задница зомби: Туалет живых мертвецов» — на мой взгляд, один из тех фильмов, в которых самое интересное это название. Тот же «Трусонюх», например, показался куда более веселым. Но если кому нравится, могу порекомендовать из подобного «Зомби-насильники: Похоть мертвецов» — помню, смотрел их в новогоднюю ночь с друганом. Отличный получился праздник!

    Остальное не смотрел.

    Еще из подобного запомнился фильмы «Циклопы» (1987) — он не очень кровавый, но зато с хорошими спецэффектами в финале и параноидадбной атмосферой в духе «Сканнеров».

    «Любимая мозоль» — прикольный фильм, концептуально напоминающий «Спираль» Дзюндзи Ито. Уровень сюра местами зашкаливает — чего стоит открывающая сцена, в которой по шоссе ползет стайка человеческих глаз? Или чувак, которого разрезало напополам ВДОЛЬ, но он будет продолжать жить, покуда его не «отклеят» от стены? smile

    Учитываю...