DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

«Не хотите поговорить о Боге?»

Насилие в играх можно показать многими способами. Будь то тоталитарный контроль, война, криминал или самые различные антиутопии. Боди-хоррор, эко-хоррор, фолк-хоррор. Перечислять можно бесконечно, все зависит от ваших вкусов. И если говорить об авторе статьи, то, по его мнению, самым интересным аспектом насилия является религия. Мы можем признать, что вышло немало достойных видеоигр, касающихся этой темы. Например, взять хоть Орден Алой Розы из Ведьмака, готовых сжигать ведьм и нелюдей пачками, ярые фанатики. Хотя если копнуть глубже, становится ясно, что причины для такой резни есть, ибо скоя'таэли насилием порождают насилие.

В «Жизни и Страдании Господина Бранте» весь уклад строится на религии, так как по завету местных богов, Близнецов, каждый человек должен следовать своему пути.

Потому война между знатью и крестьянством не только принимает обычную форму революции в желании изменить жизнь, а становится борьбой с явным религиозным оттенком.

В Tyranny особых богов нет, но вера людей могла даровать им особые силы и долгую, почти бесконечную жизнь. Прошел слух, что Грейвен Аше за солдат горой и любит их как сыновей? Теперь ни один удар, кроме самого смертельного, не сломит их тело и душу, ведь Аше защищает. В той же вселенной Warhammer 40k еретики получали огромную мощь и метаморфозы, поклоняясь богам хаоса, а неистовая вера сестер битвы в Бога-Императора наделяла их силой, способной сокрушить любого врага. Все это можно наблюдать и в Fear and Hunger, про который мы уже рассказывали, хотя с каждым месяцем кажется, что обсудить еще есть что.

Все эти примеры хороши, и каждый из них по-своему затрагивает аспект насилия, отражая религиозную подоплеку. Но в этой статье мы разберем совершенно другие проекты. В следующих пиксельных играх как никогда можно ощутить себя ничтожным червем, который оказался не в том месте и не в то время. Есть ли возможность противостоять божественным силам? Или проще сдаться и принять тьму? Выбор за вами, но будьте готовы к бесконечному насилию.

Lamentum

По сюжету главный герой Виктор приезжает в особняк некоего графа Эдмонда Штайнрота, который пообещал исцелить его тяжелобольную жену Алиссу. Однако вместе с ним приезжают и другие люди, обратившиеся за помощью к местному аристократу. Он уверяет, что сможет помочь всем, и нужно признать — не врет.

Дело в том, что граф Штайнрот, как и все в его роду, поклоняется Ламенту — древнему богу из Другого мира, который наподобие чудовищ Лавкрафта способен свести с ума одним лишь видом, но он также может исполнить любые желания. Достаточно лишь вселиться в подходящий человеческий сосуд, коим была выбрана маленькая девочка Мэри.

Все это мы узнаем на протяжении игры, так как разработчики использовали довольно простой, но хорошо играющий на повествование прием — амнезию. В отличие от большинства игр, поднятые вами записки не сохраняются. Единственное, что предстает перед геймером, так это личный дневник Виктора. В нем он описывает свои мысли и переживания по поводу всего происходящего. В некотором роде палка о двух концах — с одной стороны, это придает Lamentum свой шарм и атмосферу, а с другой — весьма неудобно запоминать все прочитанное.

Локации проработаны с вниманием к деталям, подчеркивается каждый уголок особняка. Если в The Count Lucanor замок был все же больше полупустым и плохо освещенным, то здесь глазам есть за что зацепиться. Величественные скульптуры, обилие свечей и крови, множество декораций. Помещения чувствуются почти живыми, собранными из плоти. Потому, когда по сюжету Виктору приходится исследовать темные места, становится по-настоящему не по себе.

Саундтрек очень приятен на слух. Каждая мелодия отдает меланхолией и тоской. По сути именно эти чувства больше всего отражают Lamentum. Несмотря на весь творящийся ад, ужасающих чудовищ и литры крови, прежде всего это игра о людях. Да, потерявших надежду, сломленных и отчаянно желающих встретиться со своими любимыми, чтобы зажить как раньше. Однако минутная вера в то, что граф сможет помочь с бедой, обернулась для них лишь еще большим кошмаром.

Уповать на истинно хорошую концовку в привычном понимании не стоит. Потому что без жертв не обойтись. Виктор прибыл в замок графа в надежде снова увидеть Алиссу, здоровую и полную жизни. Однако, чтобы спасти ее и девочку, нам приходится отдать свою собственную жизнь.

Возможно, герою пора отпустить горечь утраты и продолжить жить с Мэри? Или же местные ужасы окончательно сведут нашего героя с ума, и он позволит Ламенту вселиться в долгожданный сосуд? Пусть мир сгорит, но Виктор снова воссоединится с любовью всей своей жизни.

Есть и другой сценарий. Герой может покинуть особняк и не пытаться спасти Алиссу и Мэри. Поступить как истинный трус, ведь надежды на лучший исход просто нет, а ужасы Ламента слишком превосходят мыслимые и немыслимые грани человеческого. Наличие подобных концовок всегда стоит поощрять, ведь они придают игре бескомпромиссный реализм. Если говорить начистоту, кто бы из нас смог справиться с подобным?

Какой бы выбор игрок ни сделал, осадок будет всегда. Будь то воскрешение бога из Другого мира или спасение близких, нужно всегда идти на жертвы, уповая на одну лишь веру. Lamentum — это крайне недооцененная игра с интересными загадками и ужасающей атмосферой, которая затронет все фибры вашей души.

FAITH The Unholy Trinity

Не так много видеоигр, где игрок может взять на себя роль священнослужителя, а потому такая идея уже сама по себе обещает быть интересной. Однако, когда в самом начале мы узнаем, что наши действия не одобряются Ватиканом, становится еще увлекательнее. Сюжет всей первой части FAITH крутится вокруг того, как главный герой Джон пытается завершить когда-то незаконченный экзорцизм над девушкой Эми, в которую вселился демон. Чем дальше мы продвигаемся, тем больше понимаем, что предстоит сразиться не с одним лишь демоном, а с целым культом, который заманивает в свои ряды отчаявшихся людей, обещая исполнить все их желания.

Если в Lamentum Виктор мог столкнуться с вполне вменяемыми людьми, также запертыми в замке не по своей воле, то здесь все обстоит иначе. Единственный адекватный персонаж, с которым Джон может полноценно взаимодействовать, — отец Гарсия, еще один эксперт по части экзорцизма.

Если Lamentum пронизывает тоскливая атмосфера, то в FAITH ощущается только настоящая безысходность. От ужасов, с которыми предстоит бороться, до личной трагедии Джона. В прошлом он мог положить конец страданиям Эми, но экзорцизм не был завершен, а потому катарсис от концовки с освобождением одержимой и сожаления Джона пронизывают до глубины души.

Пожалуй, это сама лучшая и действительно крайне трудная концовка, которую игрок сможет получить. Как и в Lamentum, Джон может просто сбежать. Надо всего лишь в начале каждой части садиться в машину и уезжать домой. В итоге культисты смогут довести ритуал до конца, чтобы затем навестить главного героя. Не ждите, что они придут с благодарностью — убийства соседей, пожар на заднем дворе и смотрящие на вас в глазок демонопоклонники вводят в то еще оцепенение. Но, пожалуй, больше всего заставляет рефлексировать горечь Эми, если, конечно, от нее еще что-то осталось. Разочарование и боль проявляют себя во всей красе. Ужасно смотреть и на Джона, не понимающего, за что с ним так обходятся. Худший финал, но очень уж запоминающийся.

Бои в FAITH, мягко говоря, неординарны. У вас под рукой не будет священной гранаты и освященного клинка. Только старый добрый православный крест. Герой физически слаб, его убьет буквально одно соприкосновение с демоном, потому что хоть он и священник, но все еще обычный человек.

Стоит ли говорить о том, какие эмоции испытывает игрок, когда на одном из уровней вынужден на какое-то время лишиться креста? Тогда уже не только Джон, но и сам игрок действительно начинает уповать на веру. Да, в The Unholy Trinity борьба с демонами геймплейно вышла на новый уровень. Закопанная в недрах файлов FAITH литургическая книга «Ритуал» не даст соврать.

Игрок сможет находить записки, которые подробно расскажут про события мира и добавят чуточку текстовых страшилок. Начиная от подробных описаний ритуалов и одержимых, заканчивая текстами на латыни с призывом демона (пожалуйста, не читайте вслух). Получить их можно, если ткнуть по предмету крестиком. Визуальный контент тоже не лишен своего очарования. Будь то портрет семьи, жизнь которой разрушили темные силы, или же поэтапное превращение человека в одержимого.

FAITH сама по себе очень мрачная игра, большая часть которой сплошная черная масса, что уже само по себе отталкивает. Яркие цвета, белые, красные и фиолетовые, смотрятся противоестественно и ужасающе. Обычно хоррор-игры пугают нас блеклыми и темными цветами, в тоне которых выполнены локации или враги. Тут же такой эффект создают яркие «вырвиглазные» краски.

Пиксельная графика и минималистичный дизайн прекрасно делают свое дело. Мозг либо сам дорисовывает обилие ужаса и горя, либо, наоборот, ужасается от того, как много он может увидеть. А посмотреть здесь есть на что. Как бы разработчики ни старались сделать боди-хоррор более реальным, как в той же Scorn, но именно минималистичный стиль придает особую жуть, которая будет сниться вам в кошмарах.

Если говорить о музыке, то в FAITH она ощущается крайне органичной. Есть приятные классические темы вроде «Лунной сонаты», а есть треки, от которых кровь стынет в жилах. Голоса героев, напоминающие скорее роботов, сделаны настолько неприятно, что выть хочется. Ну а про крики демонов можно даже не упоминать. Все это только придает игре тяжелейшую атмосферу, которую мало где встретишь.

Однако не все так безысходно. Мы же уже упоминали, что игра пиксельная? Смотреть на то, как демоны убегают от вас, завидев крестик, бесценно. Некоторые катсцены хоть и жуткие, а все равно пробивают на смех. Ну а момент с грузовиком, который лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, выше всяких похвал. Так что даже в FAITH есть место для юмора.

The Unholy Trinity без сомнения замечательный и уникальный продукт. Напряженный, пропитанный гнетущей атмосферой, но не лишенный забавных моментов. Для пиксельной игры ультранасилие выполнено на все сто процентов. Есть большая вероятность того, что, вспоминая игру, вам в голову будет первым придет лишь одно слово. Mortis.

«Ультранасилие»

Оба проекта идеально передают ужас перед сверхъестественным. Страх и горечь от недостатка собственных сил перед лицом чего-то более высокого. Разочарование, будь то незавершенный экзорцизм и месть или побег из особняка, в котором продолжают страдать невинные люди.

Граф Штайнрот или культисты — все они готовы пойти на любые жертвы, лишь бы призвать темные силы в реальный мир. И демоны, откликнувшиеся на их зов, безобразны, бескомпромиссны в насилии и являются прекрасным воплощение всех лавкрафтовских ужасов. На ум приходит лишь одна мысль. Неужели только такие боги и существуют, а милосердия и в помине нет?..

В Lamentum и в FAITH героям предстоит бросить вызов демонопоклонникам, не имея за собой ничего кроме надежды на спасение невинных душ. И если Виктора ведет любовь к жене и упование на конец кошмара, то Джона — желание наконец облегчить страдания девушки. Потому что у этих героев нет ничего кроме веры. Веры в то, что ответ на вопрос из предыдущего абзаца окажется отрицательным. Мы и сами на это надеемся.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)