DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Безумие в голове

Ночная сирена / Svetlonoc

Словакия, Чехия, 2022

Режиссер: Тереза Нвотова

Сценарий: Барбора Намерова, Тереза Нвотова

В ролях: Наталия Джермани, Эва Морес, Джулиана Ольгова, Ива Биттова, Яна Ольгова и другие

Похожие фильмы:

  • «Солнцестояние» (2019)
  • «Плетеный человек» (1973 и 2006)

Чехословацкий фильм «Ночная сирена», режиссером которого стала Тереза Нвотова, на 100% не для широкой аудитории. Картина отлично зайдет любителям странного артхауса и фестивального кино. Это огромное поле для подумать и поразмышлять, отсутствие какой-либо динамики, мрачные цвета, болезненная атмосфера, затянутый хронометраж и любование природой.

Шарлота (Наталия Джермани) приезжает в родную деревню, запрятанную в лесной глуши, чтобы вступить в права наследства на дом матери. В детстве здесь случилась трагедия, от которой девушка так и не оправилась: убегая от матери, которая регулярно жестоко избивала ее, она случайно столкнула младшую сестру со скалы. В ужасе от того, что натворила, Шарлота сбежала и двадцать лет не появлялась в здешних краях.

Однако от самой себя не убежишь, и прошлое ее не отпускает. Все это время девушка жила с огромным чувством вины, психологически раздавленная и без возможности построить нормальную жизнь. Так что вернулась Шарлота не столько за наследством, сколько чтобы разобраться в самой себе.

Как водится, жители встречают ее с подозрением и шепчутся за спиной о ведьмах и колдовстве. И чем больше Шарлота узнает подробностей о роковой для себя ночи, тем больше понимает, что ее воспоминания очень сильно отличаются от восприятия этой истории другими людьми. Понимание и поддержку она находит только в лице Миры (Эва Морес) — загадочной и свободолюбивой девушки, разбирающейся в травах и не желающей жить по местным правилам.

Наталия Джермани на пять с плюсом отыграла Шарлоту. С каждым новым витком развития событий, когда кажется, что хуже уже просто не может быть, она почти живьем снимает очередной пласт кожи со своей героини, раскрывая новые грани отчаяния. И зритель приходит в ужас от того, как человек может жить с таким грузом на душе и нести в себе столько боли, обиды и ненависти к самому себе. Шарлота на грани: тронь ее, и она взорвется.

«Ночная сирена» — фильм по-настоящему мрачный, начиная от обстановки и места, где развивается история, и заканчивая цветом кадра. В нем превалируют серые и черные тона, много ночных съемок. Даже зелень и солнце выглядят приглушенными и будто выцветшими, блеклыми. После фильма на коже остается ощущение нечистого налета и пыли, хочется пойти и принять душ. Смотришь на жителей деревни, на то, в каких условиях и как они живут, — и волосы шевелятся. Неужели люди действительно могут так жить? Страшно оттого, что понимаешь: да, могут.

«Ночная сирена» затрагивает тему отношения мужчин к женщинам, о которой, с одной стороны, кичливо кричат из каждого угла, а с другой — замалчивают. Женщина в этом фильме не больше чем вещь. Ее бьют, лапают, насилуют, с ней не считаются. А самое неприятное, что сама женщина относится к себе так же, и если видят, что кто-то думает по-другому, как Шарлота или Мира, то их автоматически относят к категории «ненормальных». Женщины деревни боятся говорить о своих чувствах и переживаниях, они смиренно принимают все, что с ними происходит, убеждая самих себя, что подобные мужчины рядом — это почти божественная связь. И не делают ничего, чтобы что-то изменить. Лишь осуждают тех, кто хочет вырваться из этого ада. Дети в «Ночной сирене» — игрушки для битья для своих родителей. Неудивительно, что они то и дело сбегают, оказываясь сильнее своих безвольных матерей хотя бы в этом.

Фильм заявлен как ужасы, детектив и триллер. Но это скорее глубокая психологическая драма. От ужасов здесь только ужасы реальной жизни и безумие, в которое погружается главная героиня. Чем больше вникаешь в сюжет, тем больше понимаешь, что все мистическое — это символизм. Например, волки, которых Шарлота периодически встречает в лесу. Их можно соотнести с ее собственными страхами. И пока она бежит от них, они преследуют, но как только девушка принимает себя, волки исчезают.

Ощущение, будто зритель попал в странный мир ирреальности, не отпускает весь фильм. С одной стороны — мобильные телефоны, с другой — глубинная вера людей в ведьм и проклятья, которая так захватывает умы, что жители деревни всерьез готовы сжечь на костре невинных. Вера в Бога, посещение церкви и кульминационная сцена языческого Содома с групповым переплетением тел и плясками обнаженных женщин у костра. Древний патриархат и ЛГБТ-мотивы. Удивительно, что все это не конфликтует между собой, а идет рука об руку.

Название фильма непонятное: ни о каких сиренах речи вообще не идет. В оригинале картина зовется Svetlonoc, что со словацкого переводится как «Яркая ночь» — намек на летнее солнцестояние. И это сюжету фильма гораздо ближе и хотя бы чуть-чуть проясняет творящийся на экране архаический беспредел, особенно в свете вышедшего в 2019 году фильма «Солнцестояние» Ари Астера.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)