DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Церебральное зондирование

Никто тебя не спасет / No One Will Save You

США, 2023

Жанр: ужасы, фантастика

Режиссер: Брайан Даффилд

Сценарий: Брайан Даффилд

В ролях: Кейтлин Дивер, Элизабет Калуев, Зэк Дуэйм, Лорен Л. Мюррэй, Джеральдин Сингер, Дэйн Родс

Похожие фильмы:

  • «Знаки» (2002)
  • «Четвертый вид» (2009)
  • «Мрачные небеса» (2013)

Девушка по имени Бринн живет в старом семейном доме на отшибе. Она увлекается диорамами и занимается пошивом одежды, а в свободное время пишет пространные письма подруге детства Мод. Время от времени Бринн выбирается по делам в город, но общение с местными жителями не задается: кто-то избегает ее сам, кому-то она предпочитает не попадаться на глаза.

Казалось бы, девушка так и маялась бы в одиночестве долгие годы, если бы однажды ночью не случилось экстраординарное событие. К ней в дом вломился таинственный незнакомец, который на поверку оказался самым настоящим стереотипным инопланетянином — тощим серым человечком с большой головой и длинными пальцами. Но так как цель визита не попадала под определение миролюбия, то Бринн принялась активно оборонять жилище от межзвездных интервентов.

Таков зачин фантастического хоррора «Никто тебя не спасет». За его производство ответственен в основном один человек — Брайан Даффилд, опытный сценарист, решивший попробовать свои силы в режиссуре. Как ни странно, но основные претензии к мистеру Даффилду можно предъявить как раз по сценарной части, ибо с постановкой в фильме полный порядок: саспенс, кадры, продуманный экшен — все как в лучших домах Лондона да Парижа.

К недостаткам вернемся позже, а пока что поговорим о достоинствах. Первым делом стоит отметить прелюбопытный факт: на весь хронометраж картины реплик приходится меньше, чем у персонажа Арнольда Шварценеггера в первом «Терминаторе». Фактически кино можно смотреть без перевода — разве что отдельные надписи совсем не знающим английский язык стоило бы прояснить для полноты понимания.

Весь сюжет и сложность взаимоотношений персонажей подаются как в старом немом кино — через действие. Конечно, на экране практически нет гипертрофированных ужимок и буффонадного переигрывания, но иногда нет-нет да и проскользнет нарочито выпуклая эмоция на лице. Основной груз ответственности за лицедейство лежит на плечах Кейтлин Дивер, исполнительницы главной роли. Про нее можно сказать, что как минимум актерская игра главной звезды раздражения не вызывает — хотя придраться к некоторым моментам можно. Немногочисленные статисты органично обрамляют перфоманс, подчеркивая там, где нужно, и оттеняя то, что положено.

Перетягивают одеяло зрительского внимания на себя цифровые персонажи — пресловутые пришельцы. Сразу стоит отметить: лента не пытается соревноваться с шьямалановскими «Знаками» в накручивании саспенса и неоднозначности происходящего: пришельцы явственно и однозначно обозначаются в первый же визит. Дальше — больше, как в прямом, так и в переносном смысле: алиенов становится больше, и сами они прибавляют в габаритах. Выглядит, надо признать, порой впечатляюще, чаще органично и почти ни разу — раздражающе. Специалисты по визуальным эффектам отработали свои гонорары целиком и полностью.

Под стать картинке и постановка. Как было отмечено выше, здесь минимум реплик, но много действия. Оный экшен продуман, в динамике вопросов почти не вызывает и, благодаря киноязыку, раскрывает в достаточной мере и характеры героев, и напряжение, присущее вторжению. Хотя нельзя не отметить, что кому-то лучше бы зашел более размеренный темп — щепотка Шьямалана, если позволите. Ну и, да, все-таки иногда случаются казусы, кажущиеся нелепыми на общем фоне.

Но все технические придирки не так сильно перевешивают чашу весов конечного мнения, как пресловутая сценарная работа. В частности, последняя треть с финалом. И тут Брайану Даффилду можно попенять на невнятность высказывания. Как известно, усложнять просто, а упрощать сложно. Любую простую историю можно так иносказательно завернуть, что критики будут в восторге писать кипятком, а обычные зрители — закономерно поливать помоями. А вот подать сложную историю в простой форме — это задача со звездочкой, достойная истинных мастеров.

Так вот, в случае с «Тебя никто не спасет» Даффилд в итоге ударился в иносказательную притчевость и, можно даже сказать, некоторый артхаус. Стереотипное вторжение оборачивается экзистенциальной драмой о принятии себя и проработке заскорузлых психологических травм. Но что хуже всего, делается это откровенно топорно: о предыстории Бринн догадываешься еще до середины фильма, а предлагаемые автором методы решения и выводы никоим образом не проистекают из всего, что происходило до этого.

В конечном счете получается натянутая концовка, выбивающаяся из общего ряда. Она несомненно найдет своего тонкого, высокодуховного ценителя из числа «не таких, как все» эстетов, но отпугнет нормальных (сиречь обычных) зрителей. По сети уже блуждают варианты трактовок, не выдерживающие логики, но позволяющее потешить чувство собственной важности для проникнувшихся и иносказательно (но дословно) интерпретировать название.

Но если абстрагироваться от неоднозначного, смазанного финала, то можно отметить следующее: «Никто тебя не спасет» — очередной образчик так называемого «добротного середнячка», на который не жалко потратить вечер. Даже если он разочарует, то сделает это либо не сразу, либо не полностью.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)