DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Что не так с этой камерой?!

З/Л/О/85 / V/H/S/85

США, 2023

Жанр: ужасы

Режиссеры: Джиджи Сол Герреро, Скотт Дерриксон, Дэвид Брукнер, Наташа Кермани, Майк П. Нельсон

Сценарий: С. Роберт Каргилл, Зои Купер, Скотт Дерриксон, Ивэн Диксон, Майк П. Нельсон, Джиджи Сол Герреро

В ролях: Фредди Родригес, Джеймс Рэнсон, Джордан Бэлфи и др.

Похожие фильмы:

  • «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)
  • «Монстро» (2008)

В этом году вышла седьмая часть found-footage антологии – «З/Л/О/85». Можно, конечно, попытаться привязать его к долгоиграющей франшизе, но куда интереснее попытаться оценить с позиции зрителя, который с «кассетным» сериалом знакомится впервые.

Для начала стоит сразу обозначить, что лишь два сюжета из представленных вниманию можно посчитать довольно любопытными. Первый (открывающий ленту эпизод) рассказывает о выбравшейся на природу группе молодых ребят, решивших отдохнуть на берегу озера с Ивик. Повествование начинается более чем клишированно: молодые люди решили заехать на территорию, путь к которой перекрыт железной цепью, что они, естественно, игнорируют. Однако, когда на них «неожиданно» открывают охоту, персонажи обнаруживают, что воды озера не дают живому существу умереть. Изначальная игра с клише оказалась на руку неожиданному повороту, но тем обиднее, что сюжет не доведен до логического завершения.

К подобному приему прибегают сценаристы и в истории о некоем семейном торжестве. Зрителю показывают обычную, на первый взгляд, семью обывателей, но затем ожидания снова подкидывают «перевертыш» – и герои данной истории из потенциальных жертв превращаются в настоящих охотников. Камера, которая записывает все происходящее, в свою очередь выполняет роль проводника зла. Преимущественно сюжет развивается в ограниченном пространстве, что усиливает ощущение настороженности. А связка этой истории с первым сюжетом удваивает ощущение настоящего ужаса, ведь если осмыслить увиденное, то становится действительно не по себе, когда понимаешь, что выглядящие милыми люди могут творить настоящее зверство, веря в странных богов.

Перед тем как перейти к следующему сюжету, стоит упомянуть, что предыдущие истории перебивались рекламой, стилизованной под вынесенный в название период, и кадрами из сквозной истории об изучении вероятно инопланетного разума учеными. Если данные вставки рассматривать как часть того посыла, который закладывается в фильме, то они определенно нужны в сюжете. Однако во время первого просмотра подобные вкрапления могут сбить с толку, особенно неподкованного зрителя. Но вернемся к следующим новеллам.

Новый сюжет перемещает нас в здание неназванной телекомпании в Мексике. Завязывается действие с внезапного землетрясения. Стоит отдать должное: ужас от осыпающихся стен и потолков авторы успешно смогли передать, используя возможности старой камеры. Снято довольно натуралистично. Выжившего оператора пытаются вытащить спасатели, которые не находят другого решения, кроме как спуститься еще глубже. В результате под телестудией обнаруживается доисторическая пещера, что на самом деле довольно абсурдно. Декорации же смотрятся очень дешево. Вероятно, подобный подход к визуалу был избран авторами не случайно, либо чтобы намекнуть на нереальность происходящего, либо ради своеобразной дани уважения фильмам 80-х годов. В самой пещере герои сталкиваются с древним божеством, которое то ли было заперто, то ли находилось в спячке.

Особняком во всей антологии стоит сюжет о том, как девушка призвала нового Бога в цифровой реальности. Героиня начинает свой монолог с чисто ницшеанской фразы: «Бог умер». И хоть в дальнейшем не озвучивается, кто его убил, речь явно идет непосредственно о человеке. Практически с порога начинается философское рассуждение о виртуальном пространстве, созданном людьми. Оттого еще более странно наблюдать данный сюжет в ретро-фильме, хотя сам по себе сценарий занятный. Только идеи и мысли, помещенные в повествование, лишь контурно связаны с общим посылом фильма.

Идущая следом история о расследовании преступлений, которые были записаны на кассеты еще до их совершения, казалось бы, исправляет недоработки предыдущих новелл, но не до конца. Аудитории предлагается более адекватная завязка событий, в центре которой находится умный (временами) полицейский. Однако, несмотря на в целом интересную историю, ее ключевая составляющая – антагонист – получилась крайне слабой. Но этой истории хотя бы удалось соблюсти границы собственного повествования, грамотно обозначив начало и конец.

Следующий и завершающий антологию сюжет является связующим звеном фильма. Как уже упоминалось выше, группа ученых изучала способности иной формы жизни, посадив ее в изолятор с включенным телевизором. Рекламные ролики и повторяющаяся передача про йогу позволяют проиллюстрировать, к чему пришла человеческая культура и общество к тому времени. Ученые же попутно пытаются выйти на контакт с существом, которое оказалось способно лишь на частичное копирование облика человека и некоторых его действий. Главных героев буквально обрекают на трагичный конец.

Однако что в таком случае привело к агрессии со стороны иного разума? Тут можно вспомнить, что все остальные сюжеты перебивались разного рода рекламой и разбавлялись отрывками из данной истории. А что, если предыдущие сюжеты являются отрывками фильмов, которые увидел «пришелец», что и послужило причиной его агрессивного поведения? Не стоит забывать, что нам не один раз говорили о копировании того, что пришелец видит: «Он слышит тон, а не смысл». Для пришельца нет разницы между жестокостью на экране и в жизни. Если придерживаться этой трактовки, то по-новому играет упоминание Майкла Майерса, «Техасской резни бензопилой» и «Пятницы 13» в предпоследнем сюжете.

Таким образом, «З/Л/О/85» - фильм крайне сложный для восприятия, при этом с любопытной идеей, прячущейся за всеми собранными в ленте историями. Вот только ни одна из находок не была доведена до логичного завершения. С абсолютной уверенностью стоит воздержаться от рекомендации фильма «З/Л/О/85» тем, кто не готов к подобному псевдодокументальному стилю и построению повествования через, как может показаться, практически не связанные между собой истории. Если «мокьюментари» не смущает (или даже нравится), а с франшизой зритель еще не знаком, то можно дать шанс. А вот верные фанаты серии, скорее всего, останутся в целом довольны – никаких очевидных отличий от прошлых эпизодов тут нет.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)