DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Девушка из прошлого

Разоблачение / Dismantled (роман)

Автор: Дженнифер Макмахон

Жанр: триллер, детектив

Издательство: Эксмо

Серия: Саспенс нового поколения. Бестселлеры Дженнифер Макмахон.

Год издания: 2018 (в оригинале — 2009)

Перевод: К. Савельев

Похожие произведения:

  • Питер Страуб «Темная материя» (роман)
  • Дженнифер Макмахон «Остров потерянных детей» (роман)
  • Участь Грегора Замзы, однажды утром превратившегося в страшное насекомое, незавидна. Впрочем, с подобной метаморфозой предстоит столкнуться множеству людей, хотя и в меньших масштабах. У них не увеличится количество ног, а тело не покроется хитиновым панцирем. Они всего лишь станут теми, кем меньше всего хотели бы стать. Злодей обнаружит в себе добряка, вдохновенный творец измельчает до серого обывателя, пламенный революционер посмотрит на мир глазами покорного конформиста. «Метаморфоза. Можно ли найти более великое слово в английском языке? <…> Разве мы ежедневно не изменяемся на какую-то малость и в конце концов оставляем свою старую личность так далеко позади, что скоро даже не сможем вспомнить, какими мы были? А после завершения метаморфозы будет уже невозможно вернуться обратно. Да и кому этого захочется?» — размышляет в своем дневнике Сьюзи, героиня романа Дженнифер Макмахон «Разоблачение», в котором речь идет о гнетущих изменениях, попытках им противостоять и призрачном присутствии прошлого в настоящем.

    Семейная жизнь Генри и Тесс трещит по швам. Они продолжают жить вместе (разве что супруг из дома перебрался в амбар), но их брак на грани развала. В скучном мужчине, всецело погруженном в лакокрасочный бизнес, и бесцветной женщине, изредка малюющей лишенные страсти картины, сложно узнать некогда подававших надежды художников. Их маленькая дочка Эмма, стремясь уберечь любовную лодку от неизбежного краха, раскапывает информацию о прошлом родителей. Девять лет назад они принадлежали к художественной группировке «Сердобольные разоблачители». Союз молодых творцов провозглашал, что «подлинное искусство состоит не в том, чтобы оставлять следы на бумаге или холсте. <…> Подлинное искусство — это умение разнести все на части». Слова не расходились с делом — разоблачители совершали безумные вещи: устроили пожар на стройплощадке, расстреляли трансформаторную подстанцию, похитили и чуть не убили человека…

    Подлинный размах их деятельности Эмме неведом, поэтому она решает, что встреча с давними соратниками поможет родителям распалить угасшие чувства. Девочка рассылает по старым адресам разоблачителей анонимные открытки с цитатами из манифеста. Невинное начинание оборачивается трагедией: один из получателей совершает самоубийство, а в жизни Генри и Тесс начинают происходить пугающие странности. Жутким событиям можно найти только одно объяснение: предводительница «Сердобольных разоблачителей», дерзкая и отчаянная Сьюзи, вернулась. Вот только ее труп уже девять лет как лежит на дне озера. У Эммы тоже возникают проблемы: ее воображаемая подруга Дэннер — особа с на редкость скверным характером — все чаще проявляет себя не как плод фантазии, а как нечто вполне реальное.

    Макмахон выстраивает очередной триллер, обходясь без авангардной техники или необычных элементов. Супружеская пара на грани развода, полчища скелетов в шкафу, ребенок с кучей психологических проблем и воображаемым другом — эти исходные данные стали основой множества страшных историей. Автор не привносит в стандартную завязку ничего нового, лишь слегка освежает тусклые тона обращением к теме авангардного искусства. Смелые идеи о знаке равенства между свободой и разоблачением или провозглашение хаоса единственной истинной творческой силой будоражат повествование, придают ему дерзости и глубины. Автору не помешало бы позаимствовать экспериментальный подход к творчеству у своих персонажей. Текст романа получился слишком ровным и стереотипным — «разборка на части» для прояснения его природы здесь бы явно не помешала.

    Автор триллера, начиная историю, принимает на себя обязательство ошарашить читателей неожиданной развязкой. В жанровой литературе уже испробовано неисчислимое множество сюжетных ходов, и чтобы придумать нечто по-настоящему поразительное, необходима изощренная фантазия. Макмахон с практически неразрешимой задачей справлялась уже не раз — роман «Разоблачение» исключением не стал. К сожалению, достижение результата оказывается иллюзорным. Благая цель совершенно не оправдывает приводящих к ней средств. Концовка, безусловно, удостоится искреннего читательского «вау!», но лишь на первый взгляд. Когда уляжется эффект неожиданности, возникнут вполне закономерные вопросы — в первую очередь о мотивации персонажей и технической осуществимости их поступков. Неудивительно, что финал прописан очень скомканно и сжато — любая конкретика разрушит шаткую конструкцию развязки вполне в духе «Сердобольных разоблачителей».

    Если с логической концовкой у Макмахон возникли проблемы, то образы персонажей ей удалось прописать блестяще — от испещренных шрамами тел до исполосованных любовью душ. Должного раскрытия характера не получил разве что частный детектив Билл Лунд, но он и не играет ключевой роли в развитии сюжета — задача сыщика лишь нагнетать тревогу неудобными вопросами и предотвратить очередную трагедию своевременным появлением. Конечно, лучше всего проработан образ Сьюзи — безбашенной художницы, которая пылает «лютой потребностью изнасиловать мир» и способна предать огню свое лучшее произведение. Основательница «Сердобольных разоблачителей» становится своеобразным олицетворением бурной молодости, полной отчаянных экспериментов и непоправимых ошибок.

    Вторжение призрака (или не призрака?) Сьюзи в жизнь главных героев раскрывает ключевую тему романа — конфликт рискового прошлого и выхолощенного настоящего. Исправить былые ошибки, свести старые счеты, сокрыть давние прегрешения, обрести свое истинное Я — есть немало поводов столкнуть лбами день вчерашний с днем сегодняшним. Макмахон подчеркивает контраст изменениями стиля. О настоящем она пишет развернуто, последовательно, плавно, тускло. О прошлом говорится кратко и обрывочно, но каждый флэшбэк насыщен яркими красками и живыми эмоциями. Впрочем, насколько бы ожесточенным ни было противостояние, обе стороны обречены на поражение. Победа всегда останется за разрушением — самой могущественной силой, лежащей в основе любого творчества.

    Роман «Разоблачение», как и большинство других книг Макмахон, умело балансирует между увлекательностью и занудностью, ужасом и тоской, неожиданностью и предсказуемостью, в целом оставляя довольно положительное впечатление. Мрачный тягучий текст с первых же предложений стремится обвить читателя и притянуть к себе, но не стоит ждать удушающего захвата, от которого перехватит дыхание и бешено забьется сердце. Дело ограничится лишь легкими объятиями.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)