ФОБИЯ

 Исполнители: Merzbow, Balázs Pándi, Mats Gustafsson, Thurston Moore ‎

Альбом: Cuts Up Cuts Out

Год выпуска: 2018

Стиль: нойз, джаз-импровизация

Лейбл: RareNoise Records

 Merzbow, Balázs Pándi, Mats Gustafsson, Thurston Moore ‎

Японский нойз-классик Merzbow, джазовый саксофонист Матс Густафссон, венгерский барабанщик Балаз Панди и американский гитарист Тёрстон Мур объединились и дали концерт – причем еще в 2016 году. Пару лет спустя он вышел и на «домашних носителях», чтобы к этому произведению искусства могли приобщиться те, кто не был на самом выступлении – а также их соседи и враги.

Впрочем, это уже не первое их совместное детище – перед этим квартет уже записал альбом, оказавшийся шутки-шутками в 20 лучших авангардных альбомов года журнала «Роллинг Стоунс». Правда, на последнем месте – но, тем не менее. К слову самого Мерзбоу тогда обозвали «Пол Маккартни фидбэка» ни больше, ни меньше.

Но – шутки в сторону, участники проекта подобрались более чем любопытные. Балаз Панди  играл с Venetian Snares, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble и другими коллективами. Матс Густафссон – известнейший джазовый импровизатор, куратор нескольких фестивалей, он сотрудничал с прорвой музыкантов, самыми известными из которых для широкой публики были Sonic Youth – гитаристом последних как раз и является Тёрстон Мур. Словом, компания подобралась убойная, под стать своему материалу.

На самом деле, как ни странным это покажется постороннему уху, то, что они играют на данном концертном альбоме – именно джаз, правда, современный, насквозь авангардный и напоминающий, скорее, опусы молодого Джона Зорна, чем зрелого Луи Армстронга. В принципе, ничего удивительного в этом нет – тот же Merzbow всегда любил джаз и вдохновлялся им. По сути, представьте себе джазовое соло – очень долгое, бесконечно оттягивающее момент своего разрешения и создающее этакую звуковую фактуру. Примерно этим наши музыканты и занимаются на протяжении большей части трека, только используют для этого, помимо традиционных джазовых инструментов еще и нойзовый арсенал японского мэтра. В результате выстраиваются целые слои звука, медленно двигающиеся относительно друг друга, причем басы и «верха» время от времени перекликаются. Ближе к концу первого трека на передний план выходит саксофон, вполне способный вытрясти душу из неосторожного слушателя – но доставляющий немалое удовольствие «своим». Стоит отметить и удивительный баланс, которого достигли музыканты – ни один из инструментов не тянет звуковое одеяло на себя и даже нойзовые полотнища звучат сравнительно мягко.

При этом музыканты поступили довольно хитрым образом: первый трек обходится со слушателем еще сравнительно мягко, но, словно убедившись, что «клиент» никуда не денется с самого начала второй композиции «музыкальные террористы» берут его в оборот. При первых же нотах… то есть, простите, звуках… вспоминается, что один из участников коллектива – японец: из колонок доносится нечто напоминающее перебранку Садако с Каяко… Ну или беседу любых других героинь японских ужастиков. Потом наступает форменный музыкальный беспредел, но очень любопытно организованный и плотно прописанный.

Словом, для понимающего слушателя этот альбом – настоящий подарок: нойз, который запросто можно слушать пару раз подряд, который не пытается пугать на ровном месте, но и не притворяется «белым и пушистым». К тому же, опытное ухо уловит здесь элементы не только джаза и современного музыкального авангарда, но и даже отзвуки арт-рока, как ни парадоксально это прозвучит. Умная, увлекательная пластинка от музыкантов, количество работ которых, похоже, никак не сказывается на их качестве.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх