ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Шарвили. Небесный повелитель. Рождение. Меч и конь

Страна: Россия

Жанр: народный эпос

Художник и сценарист: Руслан Гасанов

Леттеринг: Александра Гоффман

Издательство: Панорама, сообщество White Beast Comics

Год издания: 2017

Похожие комиксы:

  • Славянский нигилизм,
  • Велес: дурман-цветок
  • Еркетай

Не всем хочется продвигать авторское творчество. Кому-то больше по нраву творчество народное. Такие начинания вдвойне благородны, потому как несут в себе и образовательное зерно. И раз уж комикс-индустрия в России становится всё более популярной, то чем не повод адаптировать эпосы и сказки в виде девятого вида искусства?

Комикс с длинным названием «Шарвили. Небесный повелитель. Рождение. Меч и конь» основан на лезгинском народном эпосе о богатыре Шарвили. Вместе с тем автор Руслан Гасанов компилирует сказание вместе с текстами из Библии, Корана, а также других легенд с похожими сюжетами. К примеру, у большинства народов имеются мифы о глобальной катастрофе, о дочеловеческих расах и цивилизациях, канувших в Лету. В чём-то творчество Гасанова стилистически похоже на конструкции миров Лавкрафта, Эштона Смита и в особенности Роберта Говарда. Конечно, автору далеко до законодателей жанра фэнтези и хоррор, но то, что Гасанов вложил в комикс душу, сомневаться не приходится.

Скульптура Шарвили в Дагестане, Махачкала

Как и подобает любому эпосу о защитнике народа, сюжет выстроен по универсальной схеме: чудесное рождение; взросление не по дням, а по часам; борьба с дикими животными; поиски идеального меча и скакуна; хождение в подземное царство; борьба с враждебными силами, героическая смерть. И именно универсальность сюжета является костяком истории. По идее конструкцию можно применить ко многим другим произведениям творчества разных народов. Но чтобы облачить в окончательную форму, требуется соблюдение особенных деталей: менталитет персонажей, топография, знание местной архитектуры и языка. Это и делает эпос конкретного народа самобытным и читатель всё это подмечает.

Теперь перейдём непосредственно к изобразительной части. Гасанов неплохой иллюстратор пейзажей, по крайней мере, для комикса прорисовка горных ландшафтов, с их бушующими реками, разбросанными по склону домишками смотрится довольно сносно. Чего не скажешь о прорисовке персонажей с гипертрофированными мышцами и отсутствием гармоничности в изображении лиц персонажей. 

Понятно, что современная фэнтези и супергеройская культура налагает на художника свои понятия, поэтому герои подчас являются аллюзиями на всяких Конанов и Халков. Но пока мастерство автора лишь отдалённо похоже на творчество признанных мэтров. Есть в комиксе и отголоски манги — брутальный меч неправильной конструкции, такие клинки вы могли видеть у Гатса из «Берсерка» или у Клауда Страйфа из «Final Fantasy». Опять же, у кого-то это вызовет улыбку, а кто-то будет критиковать.

Чувствуется, что качество рисунка у Гасанова на уровне самоучки. Ему можно порекомендовать хорошенько заняться образованием. Кстати говоря, рисунки животных, будь то отара овец, стая волков, птицы и прочее, у него получается рисовать намного лучше. Ещё надо сказать, что атмосфера и быт древних цивилизаций Кавказа передана со знанием дела, поэтому небольшие элементы в рисунках радуют глаз.

Что же до остросюжетности и мрачности, то «Шарвили» не выходит за рамки чрезмерной жестокости, граничащей с маргинальностью. Хватает сцен со сражениями, убийствами, обезглавливаниями — тех атрибутов, имеющихся в любом подобном произведении. Герой сражается как с простыми смертными, так и чудовищами. Несмотря на принадлежность к монотеизму, Гасанов смело и с уважением относится и к языческим верованиям предков, вводя тех или иных божеств в повествование.

И последнее замечание: стремясь актуализировать древний эпос, автор иной раз не знает меры и буквально начинает разжевывать, используя даже научную терминологию. Так, вместо привычного «рос не по дням, а по часам», Гасанов сочиняет предлинные предложения, которые мог бы преподнести лаконичнее. Для комикс-адаптации эпоса или сказки такое не требуется, это не супергероика, где научная составляющая была бы к месту.

Комикс «Шарвили» можно рекомендовать не только носителям собственно лезгинской или кавказской культуры. Он будет интересен более широкому кругу читателей.

Надо сказать, в России проживает небывалое количество этносов и субэтносов. Каждый из них имеет свою культуру, зачастую довольно древнюю. И было бы преступлением не продвигать произведения народного искусства в массы. В противном случае, беспощадная глобализация легко проглотит столь яркий колорит и историю. А это в свою очередь чревато деградацией общества.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх