DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Евангелие от могильного червя

Исполнитель: Marduk

Название альбома: Memento Mori

Жанр: Black Metal

Страна: Швеция

Лейбл: Century Media Records

Дата выхода: 1 сентября 2023

Приходите, возрадуйтесь свадьбе распада

В евангелии от червя

И обещании могилы.

Приходите и возрадуйтесь, приходите и пойте

К единственному законному королю.

Приди и отдай свое дыхание,

Ибо имя ему — Смерть.

(с) Marduk, «Memento Mori»

В 2020 году флагманы шведской блэк-метал-сцены, суровые Marduk, отметили свой юбилей очередным мировым туром (который частично был перенесен на 2021-й из-за пандемии COVID-19) под впечатляющим названием «30 Years of Blood and Iron». Трудно найти более подходящее название, чтобы охарактеризовать деятельность этой бескомпромиссной брутальной формации. На протяжении трех десятков лет они оставались (и остаются до сих пор) эталоном экстремального звучания, необузданной агрессии и мощи, коими славится шведская экстремальная сцена.

Живые выступления Marduk всегда отличались своим жесточайшим натиском и бласфемичным драйвом. Не менее важным критерием выступает уровень качества студийного материала, который позволяет понять, насколько сильны как композиторы стали музыканты на четвертом десятке своего существования. Морган Хоканссон и его соратники нечасто радуют поклонников свежатиной, но когда это происходит, можно быть уверенным — это будет очередной колоссальный выплеск отборной ярости и богохульства.

Итак, Marduk вернулись с полей Второй мировой, которой были посвящены предыдущие два релиза — «Frontschwein» (2015) и «Viktoria» (2018), — и обратились к своей второй излюбленной тематике — эпохе Средних веков. Их пятнадцатый по счету полноформатный альбом был озаглавлен «Memento Mori», и хоть название это не претендует на оригинальность (впрочем, сами члены группы плевать хотели на оригинальность и реакцию общественности), многие согласятся, что оно идеально вписывается в стилистику группы.

Латинская фраза «memento mori» («помни, что ты смертен») известна еще со времен Древнего Рима — она произносилась во время триумфальных шествий римских воинств и по сути была связана с другим крылатым выражением «carpe diem» («лови момент»). Но особое значение она приобрела в Средневековье, периоде кровопролитных войн, эпидемии чумы, голода и религиозного господства. В совокупности все это породило настоящий культ смерти, вещающий о скоротечности земной жизни и тщетности бытия. Перед смертью были равны все: короли, воины, знать, крестьяне, священнослужители.

Эта философия не могла не отразиться в искусстве. Вспомним множество вариаций картин «Судного дня», «Пляски Смерти», а также такой жанр живописи эпохи барокко, как «vanitas». В наше время подобная тематика широко востребована среди исполнителей экстрим-метала. Marduk не стали исключением из правил и посвятили этому явлению свое новейшее откровение.

Фронтмен группы Дэниэль «Мортуус» Ростен так прокомментировал эту работу: «”Memento Mori” — это одновременно смелый прыжок вперед, расчетливый шаг в сторону и задумчивый взгляд назад. Это означает, что мы открыли новые горизонты, не забывая о нашем наследии или путешествии, которое привело нас к этому моменту». Так это или нет, нам предстоит разобраться.

Этот альбом записывался на протяжении нескольких лет и является результатом совместной деятельности практически всех участников коллектива, хотя выходные данные подчеркивают, что автором большинства композиций является именно Ростен при некотором участии басиста Джоэля Линдхольма, который был уволен из группы незадолго до выхода альбома. При этом Мортуусу принадлежат партии не только вокала, но и соло-гитары и частично баса; также он остается основным автором текстов.

В данной ситуации сложно определить вклад Моргана, единственного оригинального участника и бессменного мастермайнда команды. Скажем так, что его штормовые запилы — это то, на чем Marduk стоит вот уже тридцать с лишним лет. За ударные отвечал Саймон «Bloodhammer» Шиллинг, для которого эта запись стала первой в составе группы. Что касается партий бас-гитары, то здесь можно услышать работу как все того же Линдхольма, так и небезызвестного экс-участника Дево Андерссона, который в очередной раз пришел группе на подмогу.

«Memento Mori» является концептуальным произведением, поэтому имеет смысл осветить каждую главу этого повествования, дабы в полной мере оценить все его нюансы.

Открывает альбом титульная композиция, которая с ходу окутывает нас болезненной и гнетущей аурой дыхания смерти. Кинематографическое интро воссоздает мрачный звуковой пейзаж, сквозь который все четче доносится мерный стук колес телеги-катафалка, после чего трек молниеносно срывается в блэк-металлический шквал с ревущим скримингом, жесточайшими тремоло-риффами и непроницаемой стеной бластбитов. Неистовый боевик, где гитарные линии сливаются в подобие симфонии разрушения, медленно затухающей в финале. Настоящая проповедь культа смерти.

Следующий номер «Heart of the Funeral» в мгновение ока принимает заданный вектор и продолжает вещать о гибели всего живого, о смерти христианского бога, обрушивая на слушателя массивный шквал остервенелой агрессии, прерываемый рублеными качовыми эпизодами, периодически бичуя его хлесткими тремоло-плетьми.

Сингловая композиция «Blood of the Funeral» выступает не столько символом тотальной одержимости, сколько намерена представить собой тот самый современный образ Marduk: он не только не сбавил своей ураганной мощи, но заметно усилил ее. Эта ультраскоростная лавина гитар доведена до оборотов механизированного сверла. Все это воспринимается намного угрожающе при монументальной поддержке пулеметных ударных и захлебывающегося от злости вокала. При этом трек умудряется быть хитовым, а также грозным и возвышенным за счет вставок апокалиптических духовых.

«Shovel Beats Sceptre» представляет собой настоящий манифест эдакого одержимого могильщика, который предлагает взглянуть правде в глаза: ваша жизнь ускользает, точно крупицы песочных часов, и итог ее будет один. Повелительным декламациям Мортууса вторят гудящие колокола, после чего композиция задает темп размеренной похоронной процессии. Номер выделяется столь редким для группы мелодичным выразительным припевом и дополнительными гитарными пассажами, добавляющими драматизма.

Трек «Charlatan» стоит занести в категорию наиболее насыщенных произведений: с дьявольской детализацией он вобрал в себя всю эйфорию кровавой резни, вдохновленной антиавраамическими постулатами, а также отдельные техничные перепады с эффектно солирующими партиями баса и неизменно суровые, но выразительные гитарные текстуры.

«Coffin Carol» нисколько не стремится быть хоть немного милосердным — это показательно остервенелый бескомпромиссный боевик, ощерившийся заляпанными кровью «циркулярными» риффами, который вполне мог бы появиться на «Panzer Division Marduk» (1999). Единственное отличие его в том, что получился он чуть более мелодичным, да и лирика удивляет необычной гармонией: «Твоя смерть — это зеленое поле,//Твой гроб — голубое небо,//Твои похороны — это теплые объятия.//На каждое око — по монете,//Превозносите и присоединяйтесь к нашей песне о гробе».

Более торжественную картину представляет собой «Marching Bones» — воплощение полотен из серии «Пляски Смерти» с особой ритуальной атмосферой, которая разражается неистовым железным шквалом в стиле панк-блэк, который присутствовал на «Viktoria».

«Year of the Maggot» встречает статичным эмбиент-интро с гулкими ударами барабанов — декорации для исторических хроник, описывающих кровную линию средневековых правителей. Все это не более чем пролог, потому что дальше разворачивается настоящее безумие: бесовская одержимость харкающего кровью вокала, беснующиеся гитары в духе Железной Девы, которые задают болезненные ритмы пляски святого Вита, и напряженные диссонирующие аккорды, опутывающие слушателя подобно стальной проволоке.

«Red Tree of Blood» возвращается к методичной опустошительной резне в лучших традициях Marduk. Его ослепляющая агрессия усиливается благодаря вставкам все тех же медных духовых и дикому реву Мортууса и доходит до настоящего исступления, когда в дело вступают бритвенно-острые потрошащие тремоло, которые медленно остывают в конце, дымясь свежей кровью.

Наиболее торжественной и даже красивой можно назвать заключительную композицию-эпитафию «As We Are». Это величавое, мрачное и размеренное шествие с вкраплениями щемящей меланхолии и угрюмой мелодичности. Ему одновременно свойственны фатализм, надменность и горечь. Примечательно, что в записи вокала для него успел принять участие один из лучших голосов экстрим-метал-сцены Ларс-Йоран Петров (Entombed A. D., Firespawn), скоропостижно скончавшийся от рака в 2021 г. Таким образом, мы можем услышать настоящее послание от мертвеца: «Такими, как ты, мы были когда-то,//Какие мы есть — такими будете и вы…»

Несмотря на то, что «Memento Mori» является концептуальным творением, шведы выдали крайне разностороннюю, углубленную и выразительную работу, где каждая композиция — это отдельная глава, существенно отличающаяся от предыдущей. И это при этом, что большую часть материала нельзя назвать хитовой или эпической — под эти критерии как раз-таки подпадали такие релизы, как «Rom 5:12» (2007) или «Wormwood» (2009).

Мы не просто так упомянули выше, что большая часть нового материала написана Мортуусом. С момента его присоединения к Marduk в 2004 году стало очевидно, что его композиторский вклад произвел благоприятное влияние на творческий процесс и помог найти новый вектор движения. В этом плане многие поклонники не могли не заметить определенного сходства с Funeral Mist, сайд-проектом Ростена: помимо общей склонности к брутальности, он уделял повышенное внимание аранжировкам, сэмплам и особой мрачной, почти ритуальной ритмике. Так или иначе, но его стиль никоим образом не пошел во вред, а лишь обогатил звучание команды в той пропорции, в которой это было необходимо.

Достаточно лишь одного прослушивания, чтобы понять: «Memento Mori» — всецело произведение Marduk. Причем произведение зрелое, полностью соответствующее их статусу ветеранов сцены. Предельно жестокое, злобное, богохульное (но без набивших оскомину лозунгов), но больше обычного отмеченное художественным началом. Оно проявляется в виде дозированных аранжировок, минималистичных театральных декораций и грамотно расставленных акцентов, что в свою очередь побуждает возвращаться к этой работе с неизменным вожделением.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)