DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Финита ля трагедия…

Хаос: отступление? / The End Has Come (антология)

Составители: Джон Джозеф Адамс, Хью Хауи

Жанр: триллер, хоррор, социальная фантастика

Издательство: АСТ

Серия: Фантастика: классика и современность

Год издания: 2017 (в оригинале — 2015)

Перевод: В. Миловидов, С. Скворцов.

Похожие произведения:

  • Джон Джозеф Адамс, Хью Хауи «Хаос на пороге» (антология)
  • «Царствие Хаоса» (антология)
  • Идея «Триптиха Апокалипсиса», честно говоря, была очень любопытна. Три антологии, посвященные концу света во всех его вариациях – и в итоге полтора десятка мини-сериалов о его наступлении, развитии и последствиях.

    Однако многие авторы оказались пойманы в ловушку трехтомника: им приходилось выбирать между тем, чтобы сделать каждую «серию» своей трилогии самостоятельным, сюжетно законченным произведением – или же оборвать на самом интересном месте, оставить открытый конец. В первом случае наличие продолжений выглядело несколько неуместным, во втором – сам текст казался странным и куцым.

    В итоге в завершающей книге из двадцати трех рассказов восемнадцать являются продолжениями историй из предыдущих антологий, и, положа руку на сердце, некоторые кажутся написанными исключительно для того, чтобы выдержать концепцию триптиха.

    Кэрри Вон «Несертифицированные» (Bannerless)

    Неплохая социальная фантастика-антиутопия на классическую тему демографических проблем. Неторопливая, с вялой интригой – эта история словно написана сразу под несколько тематических сборников. Постап – пойдет, социальная фантастика – прекрасно, что-то из «представим наше будущее»? – сгодится.

    Меган Аркенберг «Как все прекрасные места на свете» (Like All Beautiful Places)

    Рассказ-посвящение Сан-Франциско. Ситуация постапокалипсиса – лишь фантдоп, чтобы высказать свою любовь к конкретному городу. Ужаса ноль целых и одна сотая, идеальный текст для тематического сборника «Сан-Франциско, я люблю тебя!» Изменить некоторые географические указания и имена – и с таким же успехом будет рассказ про Санкт-Петербург, Лондон или Токио. Даже про деревню Малые Кучки.

    Уилл Макинтош «Танцы с незнакомцем в краю кивающих» (Dancing with a Stranger in the Land of Nod)

    Единство серии про кивающих – не в сюжете, ибо все три рассказа самостоятельны, а в мире и ситуации. Весьма благодатная почва, да. Придумать фантдоп, а потом рассматривать, как разные люди по-разному справляются с выпавшей на их долю проблемой. При таком подходе можно и на самостоятельную антологию историй напилить, а то и на целый веб-сериал (благо, проявление болезни легко сымитировать даже бездарным актерам). Но концентрация на частных историях, без целостной картины того, что происходит во всем мире, вскоре утомит.

    Скотт Сиглер «Седьмой день оленьего лагеря» (The Seventh Day of Deer Camp)

    И снова те же охотники, и даже не в профиль. Автор остается верен классической социальной гуманистической фантастике, даже и не стараясь подстроиться под тематику триптиха. Хоррор? Ну если только в плане изоляции героя от семьи, да детишек-инопланетян от своего мира. Постап? Только если для инопланетян. Гораздо лучше смотрелось бы в виде целостного рассказа, а не размазанным по трем антологиям.

    Сара Ланган «Прототип» (Prototype)

    Рассказ с якобы «ах!» в финале. Однако автор настолько упорно готовит нас к этому «ах!», что в итоге тот оказывается неинтересен и пресен. А концентрация текста на будущем «ах!» делает вторичным и сюжет, и мир – и превращает неплохую по задумке историю во что-то проходное и не задерживающееся в памяти.

    Крис Эвеллоне «Акт творения» (Acts of Creation)

    Тот случай, когда появление в триптихе текста, не имеющего приквела в предыдущих книгах, вызывает недоумение. Что это? Откуда оно? Почему это произошло? И зачем в антологии эта история? Просто какой-то эпизод – предельно камерный и герметичный, с куцей, полученной из вторых, а то и третьих рук, картинкой постапа. Словно автору было дано задание встроиться в уже имеющийся литературный проект – и тот это сделал, особо не заморочившись.

    Шеннон Макгвайр «Сопротивляемость» (Resistance)

    Наверное, лучшая трилогия во всем триптихе под конец сильно сдала. Будто автор рассказала все, что собиралась – и нужно было придумать что-то еще. В итоге яркая, живая, образная история превратилась в рефлексии, флэшбеки и диалоги. И с потенциальным мэрисьюизмом героини в будущем.

    Лейф Шеллкросс «Блуждающая звезда» (Wandering Star)

    Очень личная, лиричная и трогательная история, одна из немногих, оправдывающих существование сборника. По правде говоря, ее вытягивает исключительно находка автора – вставки-анализ лоскутного одеяла. Однако это яркий пример того, как удачная идея (хотя и воплощенная несколько коряво, некоторые детали этого анализа вызывают вопросы) может облагородить даже самый средний и банальный текст.

    Бен Х. Уинтерс «Небеса спускаются на Землю» (Heaven Come Down)

    Лучшее – враг хорошего. В данном случае – желание превратить историю конца света в нечто еще более эпическое, привлечь дар Бога, инопланетных родичей, уничтожение планет и творение нового мира, вызывает… нервный смешок. Теряется сама суть, скрытая во всех историях о постапокалипсисе – «это может произойти и с нами». Все-таки писательский талант заключается еще и в том, чтобы уметь вовремя остановиться.

    Дэвид Веллингтон «Нейтрализация агента» (Agent Neutralized)

    Создается впечатление, что эта история – начавшаяся в первом томе, получившая какое-никакое да развитие во втором и относительно закончившаяся сейчас – выглядит очень… скучно? серо? пресно? Вроде бы и есть сюжетная интрига, и даже экшен – а все равно тоскливо и уныло. Так и думаешь: «Да померли бы вы все, и дело с концом». И на чьей совести бездарно потраченные минуты чтения?

    Энни Беллет «Спокойной ночи, Земля!» (Goodnight Earth)

    Средняя, невыразительная история, которая в обычном сборнике могла бы иметь шансы привлечь внимание – но в тематической подборке совершенно затерялась. И картины постапа весьма пресны, и сама интрига оказалась погребена под кучей деталей мира и внезапным мэрисьюизмом героини.

    Тананарив Дью «Вирусоносители» (Carriers)

    Котики – это хорошо. Рассказ, который начинается с котиков, не может быть плохим.

    Это действительно на удивление хороший текст, который рассказывает грустную личную историю, не стремясь объять необъятное или выдать какую-то мораль. Возможно, попади он в антологию социальной фантастики, то выглядел бы еще выигрышнее.

    Робин Вассерман «В долине теней земли обетованной» (In the Valley of the Shadow of the Promised Land)

    Текст чуточку – совсем чуточку – подтролливает религиозные догмы, представляя, как могли бы выглядеть заповеди и священные писания у тех, кто пережил апокалипсис, как они включали бы туда свои личные истории и личные традиции и ритуалы. Это и оказывается самым интересным в данном рассказе. Основной же текст сильно опирается на предыдущий, из первой части триптиха, и выглядит скучно и предсказуемо.

    Джейми Форд «Машина неопределенности» (The Uncertainty Machine)

    Очень локальный текст, концентрирующийся на судьбе – а точнее, последних месяцах – конкретного человека. Даже с трудом можно вспомнить, что у этой истории есть начало в предыдущих антологиях. Постапокалипсис как таковой практически не показан – лишь какие-то наброски-намеки (которые могут оказаться и ложью) о том, что происходит за стенами бункера. Да и больше похоже на то, что автору очень понравился фантдоп про машину предсказаний, и он просто решил с ним поиграть.

    Элизабет Бир «Полоса выживания» (Margin of Survival)

    И снова путь, и поиски еды, и враги, и временные приятели, и болезнь, и уникальный иммунитет… Типичный постаповский текст, собравший все штампы жанра. Не сказать, что он плох – штампы потому и живучи, что действуют на определенные рычажки сознания, – но и назвать его украшением сборника нельзя.

    Джонатан Мэйберри «Джинго и молотобоец» (Jingo and the Hammerman)

    Примитивный сюжет, сконцентрированный на том, как герои рубят-режут зомби, внезапно превратился в неплохой рассказ. Его плюс в том, что он не претендует ни на что большее, чем описание рубки-резки и чуток разговоров. Без морализаторства, рванья рубашек на груди и слезодавилок по поводу семейных ценностей. Просто-прямо-примитивно – и от этого «ах!» в финале оказывается весьма громким.

    Чарли Джейн «Самое последнее кино» (The Last Movie Ever Made)

    Что мертво, умереть не может. Что началось как не очень хорошая история, не может закончиться как что-то невероятно шикарное. Все в том же русле и в тех же декорациях.

    Джейк Керр «Серый рассвет» (The Gray Sunrise)

    А вот это уже хорошо. Может быть, несколько затянуто, особенно в плане флэшбеков героя, но вот финал хорош. Текст проходной, да, и вряд ли появится в каком-нибудь другом сборнике – но в этой антологии он выглядит весьма неплохо. Может быть, благодаря отсутствию надрыва в финале, а может, какому-то теплому смирению и спокойной надежде.

    Кен Лю «Боги умерли не напрасно» (The Gods Have Not Died in Vain)

    По-хорошему, автору нужно было дождаться антологии киберпанка. Или социальной фантастики. Качественная история, которая получает логическое развитие в каждом из трех рассказов триптиха, все-таки смотрится несколько чужеродно рядом с текстами о расчлененных зомби и кровище из всех естественных отверстий.

    Шеннон Макгвайр «Самое счастливое место…» (The Happiest Place…)

    Кажется, лучший текст сборника. А может быть, и всего триптиха. Четкая, емкая, локальная история, где настоящий ужас произошедшего и героизм тех, кто остался в живых, раскрывается постепенно, шаг за шагом. Она концентрируется не на масштабных задачах, не на спасении мировой культуры или прочих великих делах, а на простой бытовой и такой важной проблеме – что делать с…

    Хью Хауи «В лесу» (In the Woods)

    От автора идеи и составителя антологий все-таки ждешь чего-то большего. Да, он попытался максимально обыграть концепцию триптиха, и это ему удалось… но сам рассказ оказался очень и очень средним. Он практически не воспринимается в отрыве от своей предыстории, да и вместе с ней не становится жемчужиной серии.

    Нэнси Кресс «Благодеяния» (Blessings)

    Ага, а вот и еще одна социалка. Инопланетяне, изо всех сил несущие добро, маргиналы, сопротивляющиеся этому добру… Хороший рассказ, только его зря поставили закрывающим сборник – и всего триптиха. Он бы органичнее смотрелся где-нибудь в середине, рядом с текстами о безумии и злобе.

    Вообще надо сказать, что концепция порядка текстов в каждой из книг вызывает удивление. Точнее, полное отсутствие какой-либо концепции. Рассказы-сиквелы разбросаны в произвольном порядке, стоящие рядом тексты то примерно одной тематики – то наоборот, диаметрально противоположны. Очень странный подход, превративший классную идею в какую-то солянку, где в одной тарелке только щи, в другой мясо, а в третьей муха утонула.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)