DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

История двух сестер

Башня. Яркий день / Wieza. Jasny dzien

Польша, 2017

Жанр: ужасы, драма

Режиссер: Ягода Шельц

Сценарий: Ягода Шельц

В ролях: Анна Кротоская, Малгожата Щербовская, Рафал Челюх, Артур Краевски.

Похожие фильмы:

Драматический хоррор «Башня. Яркий день» – полнометражный дебют Ягоды Шельц и своеобразный трибьют Триеру, Лантимосу и Полански.

Это история двух очень разных сестер. Сама пани Шельц объясняет: «Башня – это Муля. Яркий день – Кая». И если старшей сестре отдано начало фильма, то окончание полностью принадлежит младшей.

Башня – Муля (Анна Кротоская), сильная и рассудительная, воспитывает Нину, дочь Каи, и ухаживает за больной матерью. Она счастлива в браке и надежна. Дом – ее крепость.

Яркий день – странная Кая (Малгожата Щербовская), которая после долгих скитаний возвращается в семью – на первое причастие Нины. Она обещает хранить тайну рождения девочки, бежит от урбанистических шумов в шелест леса. Разговоры людей сменяются гулом мух и плеском рыб в глубине. Возможно, она хочет тишины, как измученный, срывающийся на слишком шумных детей пастор. Обещает не вмешиваться, но легко находит общий язык с погружающейся в деменцию матерью и маленькой дочкой. Что-то тянется к солнцу, что-то уходит во прах. Кая – дитя природы, ведьма, которая знает, что было и будет. Она – все, чего боится Муля.

В эссе «Исследование ужаса» Липавский писал: страх рождается от непонимания. Но что, если не понимаешь собственную семью: мать, дочь – тех, кто для тебя дороже всего?

С появлением Каи начинается кошмар. Привычные вещи становятся чуждыми, люди и животные ведут себя иначе…

«Это женский фильм», – говорит пани Шельц, и действительно, ни один из окружающих Мулю мужчин не видит зла. Слишком призрачны происходящие вокруг изменения.

Шумы в доме, пара тревожных снов и косых взглядов, и она сама захочет разрушить башню, лишь бы освободиться от гнета предчувствий.

С легкой руки режиссера все становится символом, все предвещает. Прокладка с надписью «я тебя люблю» на груди у Мули. Коленка сестры, разбитая много лет назад.

Страх, заставляющий вести себя как животное. Кровь, которая не водица.

Можно обманывать себя, прятать тех, кого приручил, от мира и его недоброго взгляда, править зачарованным царством, но даже этот сон однажды прервется.

С башни спадает заклятие, рассеивается иллюзия мещанского счастья, а вокруг сумерки перед тем самым ясным днем, и не слышно ни труб ангелов, ни песен ночных насекомых.

Паранойя, ужас, настигающий в «своей крепости», искажения, превращающие реальность в кошмар здесь от Полански, отличная операторская работа, оживление природы и внимание к деталям – от Триера. От него же мысль о том, что бывает, когда одна из сторон конфликта излишне рациональна. Или от Лантимоса?..

Можно дальше загибать пальцы: это мы видели у Бергмана, это – у Вармердама, это – у Ханеке. Загадочная и атмосферная, «Башня» несколько вторична, но не лишена обаяния: ясно, к чему все идет, но хочется увидеть, как.

Можно критиковать «Башню» за недостаточное раскрытие персонажей – например, матери или священника, – дыры в сюжете или двойственный финал, но это будет нечестно. Перед нами фильм-настроение, типичный артхаус, который не дает готовых ответов и провоцирует зрителя. Тот, кто рискнет подвергнуться гипнозу Ягоды Шельц, может почувствовать себя обманутым, даже разозлиться, но не останется равнодушным. История вернется к нему, когда птица залетит в дом, когда поблизости ударят в колокол, когда Офелия станет петь про розмарин.

Музыки в фильме нет, страхи сестер подсказывают шумы. Для Каи это грохот машин, для Мули – воющий в кронах деревьев ветер. Город и природа – снова контраст. Прелюдия к битве?..

И да, и нет. «Башня. Яркий день» – история двух сестер, но не история противоборства, ведь бороться можно с равным противником. Это мрачная сказка. И пусть сперва кажется, что речь о «Лесном царе» – это не так. Дело не в похищении, а в возвращении… своего. Арабский турист, умолявший Каю в лесу, знал эту сказку.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)