Колыбельная для жертвы / A Song for the Dying (роман)

Автор: Стюарт Макбрайд

Жанр: триллер, детектив

Издательство: РИПОЛ классик

Серия: Макбрайд. Бескомпромиссный детектив

Год издания: 2017 (в оригинале — 2014)

Перевод: В. Г. Носов

Похожие произведения:

«Сегодняшнее поколение — это поколение рыхлых котиков. Столкнувшись с проблемой, они говорят: давайте разберем поведение хулигана с точки зрения психологии. А мы просто давали хулиганам по жопе».

Клинт Иствуд

Стюарт Макбрайд, автор остросюжетных криминальных триллеров, сделал невероятное: создал для читателя оазис, свободный от «рыхлых котиков» и их жалкой морали.

«Колыбельная для жертвы» — второй роман Макбрайда об Эше Хендерсоне, хромом громиле-детективе, которому и в «Дне рождения мертвецов» не везло, а теперь он угодил в смертельную передрягу. Эш в тюрьме, в ловушке, подстроенной ему врагом — влиятельной гангстершей со связями в полиции Олдкасла и уголовно-исправительной системе Шотландии. Хендерсон отбывает срок, который можно назвать пожизненным: когда врагу надоест калечить Эша руками других заключенных, детектив погибнет. Герой всерьез обдумывает возможность нанести ответный удар из-за решетки, но провидение не дремлет: маньяк, которого Эш упустил восемь лет тому назад, начинает убивать снова, и полиция привлекает Хендерсона к расследованию. С электронным браслетом на ноге и местью на уме герой выходит на свободу. Теперь у него две цели, и обе связаны с незаконченными в прошлом делами: первая — остановить преступника, вторая — расквитаться со злобной мафиози.

Название «Бескомпромиссный детектив» идеально подходит книгам Макбрайда. Используя привычные для читателя, классические схемы и образы, автор работает с ними бескомпромиссно. В историях об Эше Хендерсоне гарантий безопасности для действующих лиц нет: вне зависимости от симпатий, которые Макбрайд взращивает в нас по отношению к героям, с ними будет случаться как хорошее, так и плохое. В вымышленных событиях, искусно наложенных на реальный пейзаж, узнаваемые персонажи действуют не по литературным законам, но в соответствии с суровой экзистенциальной логикой, и никто не пострадает и не уцелеет только потому, что нам этого хочется.

Эш Хендерсон, огромный мужик с тростью, прошлым и тяжелым характером, — вот сюрприз! — у Макбрайда не превращается в романтического героя, но и не идет ко дну под грузом пережитых бед. Психолог-криминалист Элис Макдональд, странная, но верная товарищ и подруга детектива, напоминает других известных героинь-социофобок, но автор пишет Элис непривычно сострадательной и смелой.

«Рыхлые котики» в ужасе: шаблоны трещат и рвутся, кровь случайных и не очень жертв струится по страницам, в воздухе стоит шотландская дымка — непрерывная серая морось... Публика привыкла к триллерам понарошку и детективам, в которых самое умное действующее лицо — читатель, но с Макбрайдом этот номер не пройдет. Литературная зона комфорта в пространстве его историй сжата до размеров раскрытой книги, и если вы не готовы пересечь границы беллетристики, закройте «Колыбельную для жертвы».

Будет ошибкой подумать, что автор — рассказчик безжалостный. Да, оба романа об Эше Хендерсоне полны пугающих событий. Болевые точки социума к концу его историй перестают подавать сигнал в мозг — так сильно и часто Макбрайд бил по ним словом. Сама идея, что мишенью преступника может стать ребенок или молоденькая медсестра, ужасна. В реальном мире хватает несправедливости, и торжество закона джунглей в книгах, которые мы выбираем эскапизма ради и удовольствия для, способно шокировать даже не очень «рыхлого котика». Заметьте — выбираем: не нужно прилагать усилий, чтобы узнать сюжет «Колыбельной для жертвы», поэтому читатель, требующий от криминального триллера деликатности «Убийства в восточном экспрессе», сам себе враг.

Стюарт Макбрайд — крутой современный писатель с узнаваемым почерком. Герои его детективов архетипичны, но хороши сами по себе, а не как кастомизированный вариант знакомого персонажа. Чувство юмора автора — украшение романов, и в «Колыбельной для жертвы» оно очень кстати.

Над книгами об Эше Хендерсоне работал один переводчик, поэтому языковая атмосфера «Дня рождения мертвецов» продолжается в новинке от «РИПОЛ классик», что можно назвать большим плюсом серии.

Тема двух романов — месть — в «Колыбельной для жертвы» вызрела. Один из персонажей детектива не случайно припоминает стихотворение «Песня для умирающего» про ворона, который «сложив черные, как кровь, крылья, важно прохаживается перед добычей, которую принесла ему темнота, и ждет, когда умирающий испустит последний вздох». Гениальная метафора. Что за плоды принесло ожидание, и кто из героев услышал последний вздох жертвы, знают только Стюарт Макбрайд и его читатели. 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх