DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Как в старой сказке

Убийца «Святой паук» / Holy Spider

Дания, Германия, Швеция, Франция, 2022

Жанр: триллер, драма, криминал

Режиссер: Али Аббаси

Сценарий: Али Аббаси, Афшин Камран Бахрами, Джонас Вагнер

В ролях: Мехди Беджестани, Зара Амир Эбрахими, Араш Аштиани, Форузан Джамшиднеяд

Похожие фильмы:

  • «Зодиак» (2007)
  • «Пловчихи» (2022)
  • «Забивание камнями Сорайи М» (2008)

Молодая журналистка Рахими приезжает в иранский город Мешхед, чтобы собрать материал для своей новой статьи. Речь идет о серийном убийце, оставляющем в безлюдных местах тела задушенных проституток. Девушка с головой окунается в расследование, но, кроме таинственного маньяка, она вынуждена столкнуться с укоренившимся шовинистическим стереотипом, автоматически делающим ее бесправным существом в суровом мужском мире Ирана. Кроме того, ситуацию усугубляет пока что беспочвенное подозрение, что душителю явно симпатизируют обитатели Мешхеда — от простых граждан до полицейских и судей.

По небольшому синопсису может сложиться впечатление, что фильм является своеобразной детективной историей, в которой вдумчивое расследование позволяет методично распутать ниточки, ведущие к главному злодею. Но на самом деле это не так. Личность убийцы известна с самого начала, режиссер не стесняется показывать его в кадре чуть ли не раньше героини. Дело в том, что кино основано на реальных событиях, произошедших в период с 2000 по 2001 год.

В основу сюжета легла история Саида Ханаи, правоверного мусульманина и примерного семьянина. По его же словам, он хотел очистить улицы родного города от скверны и порока, олицетворением которых являлись представительницы древнейшей профессии. Моральными сомнениями и муками совести маньяк не терзался: будучи глубоко верующим, он полагал, что совершает благое деяние во славу всевышнего. Что интересно: после его поимки, во время судебных слушаний, часть горожан, включая добровольно вызвавшегося адвоката, защищали Саида и требовали его освобождения.

Собственно, как раз последний аспект и привлек внимание режиссера и сценариста Али Аббаси. Будучи в период совершения преступлений студентом, он был глубоко потрясен реакцией общества на эти убийства и на мотивы Саида. Позже, просматривая интервью с Ханаи, Аббаси почувствовал, что сам против воли попадает под его обаяние и чувствует некоторую симпатию.

В результате режиссер загорается идеей снять об этих событиях фильм. Он делает первые наброски сценария, но в итоге приходит к необходимости ввести в повествование вымышленного персонажа, ту самую журналисту Рахими. С ее появлением акцент в истории смещается: как признается сам автор, вместо намерения сделать кино о серийном убийце он переключился на идею рассказать об «обществе серийных убийц». Под таковым он подразумевал граждан Ирана с глубоко укоренившимися религиозными взглядами шовинистического, а то и женоненавистнического толка.

Собственно, в итоге так и получилось: мытарствам Рахими уделено внимания чуть ли не больше, чем расследованию и злодеяниям Саида Ханаи. Тут, конечно, можно примерить шапочку из фольги и заговорщическим тоном порассуждать о своевременности и актуальности данной картины, вышедшей спустя более двадцати лет после описываемых преступлений. Аббаси чуть ли не сразу хотел снять кино, но деньги, по загадочному стечению обстоятельств, нашли только недавно, когда в стране как раз начались народные волнения, а обстановка на политической арене, мягко говоря, стала неоднозначной. Собственно, награда за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале с последующим осуждением правительства Ирана говорит в пользу подобного предположения.

Но снимем шапочку из фольги и посмотрим, чем хорош сам фильм. В первую очередь, это не документальная инсценировка, а полностью художественное произведение, пусть и основанное на реальной истории. Насколько достоверно автор отобразил данный исторический период, судить сложно, но ляпы точно имеются: например, в начале по телевизору идет репортаж о терактах 11 сентября, хотя в июле 2001 года Ханаи уже был арестован и находился под стражей. С технической стороны кино хоть и не может похвастаться голливудским лоском и блеском, но выглядит опрятно — камера не дрожит, звук не скачет, съемочная бригада явно знает, что делает. Разве что людям, избалованным американским, европейским и, в меньшей мере, южнокорейским кинематографом, будет непривычно смотреть на ближневосточный быт и культуру.

Заслуживает ли «Убийца "Святой паук"» (таким было прозвище Саида Ханаи) внимания простого зрителя? Тем, кто интересуется реальными событиями, особенно не слишком известными в мировой культуре, однозначно будет интересно ознакомиться с данным произведением. Тем, кто предпочитает более увлекательные и драматургически выверенные картины лучше пройти мимо. Как ни крути, лента Али Аббаси — это не только желание рассказать о малоизвестном за пределами страны инциденте, но и однозначное социальное высказывание, которое, возможно, кому-то покажется не к месту, а кому-то — строго наоборот.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)