DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Католический Marvel

Экзорцист Ватикана / The Pope's Exorcist

США, Великобритания, Испания, 2023

Режиссер: Джулиус Эйвери

Сценарий: Майкл Петрони, Эван Спилиотопулос

В ролях: Рассел Кроу, Дэниэл Дзоватто, Александра Эссоу, Франко Неро, Питер ДеСоуза-Фейхони

Похожие фильмы:

  • «30 сребреников» (сериал, 2020)
  • «Код да Винчи» (фильм, 2006)
  • «Обряд» (фильм, 2011)

Начнем с дисклеймера – да, Габриэль Аморт действительно существовал. Он партизанил против нацистов, изучал юриспруденцию, был заместителем будущего консервативного итальянского премьера Андреотти, а в 1954 году принял обряд посвящения, после чего к 1986-му дорос до должности главного экзорциста в Риме. Он написал несколько книг (они хорошие), успел стать героем документального фильма Уильяма Фридкина (да, автора того самого «Изгоняющего дьявола») и прочно осесть в итальянской массовой культуре. Если почитать его работы или интервью (а они переводились как минимум на английский язык), то впечатления останутся противоречивые – кому-то явится бесстрашный борец с Сатаной, кто-то разглядит в Аморте чуть ли не хрестоматийного мракобеса (ибо йога – это сатанизм, «Гарри Поттер» - сатанизм, а демон как-то нагло стер все номера в его мобильнике). Но одно точно: отец Габриэль 100% не выглядел как Рассел Кроу!

Понять, отчего именно в 2023 году Голливуд решил посвятить ему фильм, довольно сложно (хотя дождитесь конца рецензии, будет там одна конспирологическая теория). Тем более что «неавторизованная» валлийская версия Аморта уже появлялась в фильме «Обряд», где роль пожилого экзорциста с огоньком исполнил Энтони Хопкинс. «Экзорцист Ватикана» (в оригинале круче – «Экзорцист Папы Римского») отсылает зрителя к более ранним годам падре Габриэля.

На дворе 1987 год. В очередной раз поссорившись с церковными бюрократами, Габриэль Аморт направлен в Испанию, где американская семья, унаследовавшая старинное аббатство, столкнулась с признаками одержимости. Там экзорцисту и его невольному помощнику в лице местного священника предстоит столкнуться как с демонами, так и с тайнами католической церкви.

Итак, вниманию аудитории представляется очередной (непонятно какой по счету) ужастик об одержимости, снятый не самым опытным режиссером (австралиец Джулиус Эйвери уже заигрывал с хоррором в фильме «Оверлорд») по сценарию не особо выдающихся авторов (Майкл Петрони участвовал в создании «Обряда», а Эван Спилиотопулос написал и снял «Нечестивых») со звездой, которая потихоньку выходит в тираж (со времен отличных, но провальных «Хороших парней» у Рассела Кроу уже восемь лет не было ни одной выдающейся главной роли). С такими исходными данными у «Экзорциста Ватикана» были минимальные шансы оказаться чем-то стоящим…

А вот поди ж ты, фильм умудряется порадовать!

Во-первых, Эйвери и сценаристы четко знают, какой фильм они снимают, и с ходу задают максимально бодрый темп. Открывается «Экзорцист» сценой собственно экзорцизма, в котором участвуют здоровенный хряк и заряженная двустволка. Затем фокус смещается на Испанию и одержимого мальчика. Опять же, долго фильм не рассусоливает. ВЖУХ! И одной сценой закрываются все вопросы по медицинскому состоянию жертвы. ВЖУХ! Папа Римский бодро снаряжает Габриэля на расследование и изгнание демонов. И все это с шутками, прибаутками и шикарной сценой, которая заканчивается фразой: «Не тот, вашу мать, священник!»

Во-вторых, как уже следует из предыдущего абзаца, в отличие от многих других попыток приобщиться к «Изгоняющему дьявола», «Экзорцист Ватикана» не пытается строить совсем уж серьезную мину. Что правильно! Фридкин, Блэтти и Джейсон Миллер в 1973 году создали натуральный шедевр, который искренне исследовал вопросы веры и одержимости. Подавляющее большинство эпигонов сохраняло зверскую серьезность, но при этом не имело идейной глубины оригинала от слова «вообще». «Экзорцист Ватикана» такой ошибки не повторяет, поэтому регулярно скрашивает привычные элементы религиозного хоррора вкраплениями довольно бодрого юмора. При этом в совсем уж паясничание не сваливается – сцены, которые должны выйти напряженными или жутковатыми, поданы серьезно (хотя и напоминают иногда ненароком «Очень страшное кино 2»). К сожалению, в финале авторы не смогли отказаться от классического штампа «экзорцизм в стиле Рокки», когда положительные герои в первых раундах отхватывают сокрушительных метафизических дьявольских люлей, но потом находят внутренние силы и веру – и ка-а-ак превозмогают!

В-третьих, Рассел Кроу, несмотря на выпадение из голливудской обоймы, все еще необычайно крут и колоритен. Он неплохо говорит по-итальянски, когда сценарий того требует, хотя его неродной акцент на английском иногда скатывается почти до карикатурного «It’s-a-me, Mario!». В «Экзорцисте» Кроу отыгрывает ироничного человека-гору, всегда готового хряпнуть вискаря или отбрить окружающих колкой фразой (речь «Мой начальник – Папа Римский, все вопросы к нему!» чудо как хороша). При этом обаятельного и теплого, способного как к самоанализу, так и к самопожертвованию. Приятно иметь такого на своей стороне в схватке с адскими силами. К слову – на стороне адских сил играет Питер ДеСоуза-Фейхони, которому досталась роль одержимого мальчика Генри. И, надо сказать, он ни разу не теряется на фоне бесконечной череды криповатых детишек. Понятное дело, что львиную долю эффекта создают грим и компьютерная графика, однако паренек и сам выкладывается по полной. Получается эффектно и довольно жутковато. Не Линда Блэр, конечно, но уже неплохо.

С середины фильма клише жанра начинают бодро разбавляться элементами конспирологического триллера в духе Дэна Брауна или, пардон, «Индианы Джонса». По-другому — побегушки в катакомбах с открытием потайных дверей и поиском ключей в карманах и внутренностях скелетов. А взрывов хватило бы на любой боевик из 80-х. В финале добавляется третий элемент – католическое фэнтэзи с визуалом а-ля «Доктор Стрендж». До отмороженного безумия «30 сребреников», конечно, далеко, но для хоррора на большом экране вполне освежающе. Кровищи в фильме не то чтобы много, но пара мерзеньких сцен присутствует. Да и «та самая тема» неоднократно раскрывается.

Нельзя, однако, упустить еще один интересный аспект «Экзорциста Ватикана». В отличие от многих других фильмов того же жанра, сегодняшний пациент – откровенная пропаганда католической церкви. Фильм официально создан при поддержке «Loyola Productions» — то бишь мультимедийного крыла ордена иезуитов. Неудивительно, что «Экзорцист Ватикана» с поистине иезуитской изворотливостью «переводит стрелки» со многих неприглядных аспектов деятельности католической церкви. Инквизиция? Демоны постарались! Священники-педофилы? Давайте быстренько упомянем, но чтобы герой на этом фоне выглядел еще более выигрышно. А одним из его сторонников и защитников среди мерзких кардиналов сделаем африканца по фамилии Лумумба! Ну, просто так сложилось. Стоит ли напоминать, как католическая церковь относилась к политике Патриса Лумумбы? А уж Папа Римский, заявляющий: «Ты езжай, а я пока проведу собственное расследование!» — просто огонь! Ждем сиквела, где Рассел Кроу и Франко Неро будут гонять чертей уже в режиме buddy-дуэта. Опять же, штришки эти мелкие, обычный зритель вряд ли обратит на них внимание – но они есть. Портит ли фильм религиозно-политическая подоплека? Да в общем-то нет! Более того, на фоне актуальной повесточки картина Джулиуса Эйвери с симпатичным мужественным священником в качестве героя смотрится даже свежо!

«Экзорцист Ватикана» получился на удивление бодрым и ярким фильмом. За 100 минут зрителю просто некогда скучать – на экране всегда что-то происходит. Причем происходит красиво – за картинку его остается только похвалить. Все эти аббатства в лесах, витражные часовни и жуткие катакомбы получились просто на загляденье (хотя зря они Ирландию пытались выдать за солнечную Испанию). Но главное – подобно титульному герою «Экзорцист Ватикана» не воспринимает себя чересчур серьезно. Да, это не шедевр и не новое слово в традиции хоррора о демонической одержимости, а желающие увидеть реально страшный и глубокий фильм уйдут разочарованными. Но учитывая, в какое уныние свалился жанр за последние несколько лет, бесконечно копируя одни и те же элементы, этот ладный и крепко сбитый католический боевичок смотрится просто на ура. Даже с невольным оптимизмом начинаешь смотреть на перспективу сиквела – куда там занесет падре Аморта на его обязательном мотороллере?

P.S. А сиквелу, судя по 60 миллионам прибыли, быть!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)