DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


О богах и людях

Никополь. Трилогия / La Trilogie Nikopol

Художник и сценарист: Энки Билал

Жанр: фантастика, биопанк, драма

Издательство: Zangavar Cobalt (российское издание), Casterman (оригинал)

Год издания: 2018 (в оригинале части трилогии — 1980, 1986, 1992)

Переводчик: Михаил Хачатуров

Похожие произведения:

  • «Бессмертные. Война миров» (2004, реж. Энки Билал, автоэкранизация по мотивам)
  • произведения Жана Жиро, выпущенные под псевдонимом Мёбиус
  • произведения Томаса Пинчона

Париж, 2023 год. Небеса есть рассадник всякого: над городом зависла пирамида — межзвёздный корабль укомплектован командой из древнеегипетских богов; на Землю с орбиты сваливаются две криокапсулы с заключёнными, осуждёнными за дезертирство, — анархистом Алкидом Никополем и его бывшим командиром старшим прапорщиком-роботом ХВ-2. Земля есть рассадник всякого: те из парижан, что не покрыты язвами и опухолями из-за техногенных болезней, сами изменили свой облик; по закоулкам шастают пришельцы (В 2014 году произошла Великая Аномалия, более известная как «Дождь из инопланетян»); фашиствующий диктатор Шублан во всём полагается на своего советника бело-зелёного кота-телепата по имени Гоголь; СССР жив.

Изумительный ералаш.

С одной стороны, можно попытаться рассказать сюжеты каждой из частей трилогии: «Ярмарки бессмертных», «Женщины-ловушки» и «Холодного экватора». Но тогда придётся постоянно отвлекаться на какие-то абсурдные детали. Так эти животные обладают сопоставимым человеческому интеллектом или нет? Что это за странный карго-фильм, который снимает режиссёр-неудачник и который искривлённо отражает события предыдущих томов? Что правда, а что ложь в «Женщине-ловушке»? Зачем нужна тема доппельгангеров?

Однако недосказанность и простор для фантазии — намеренный выбор автора, о котором он честно заявляет на страницах комикса. Нас выбрасывают в этот странный сюрреалистический мир неслучившегося будущего и оставляют с худенькой понятийной бронёй.

С одной стороны, здесь есть простые сюжетные составляющие: борьба за власть и бессмертие, которое для одних — то же самое, но для других, вечных богов, — скорее бремя. Есть политические интриги. Есть жестокие убийства. Есть атрибуты киберпанка: транснациональные корпорации; high-tec — low life; генетические эксперименты и терроризм.

Но, с другой, каждая из частей — это очень личное, почти интимное высказывание автора о самом себе: сиротская жизнь (ключевая тема для другого важного произведения Билала, квадралогии «Сон чудовищ»); взгляд на тоталитаризм изнутри; тщетные попытки отринуть личное прошлое (чему, по сути, посвящена вся вторая часть и значимый кусок третьей); метание между «злой Родиной» и тем, что без мира в душе нигде не найдёшь места.

Билала очень важно хорошо издать. И трудно представить издательство лучше, чем Zangavar, которое бы ответственно взялось за работу. Художник-самоучка, он превратился в сильного самобытного живописца. «Никополь» — не просто законченная история и не только opus magnum, это преломлённая в кривом зеркале сюрреализма и научной фантастики история жизни самого Билала. Именно поэтому он до сих пор возвращается к героям трилогии, выпускает дополнительные рисунки, художественные альбомы и живописные полотна. Обратите внимание: для многих переизданий он даже рисует оригинальную обложку заново, пусть не меняет на ней ни деталей, ни композиции. Чем-то напоминает серию скульптурных автопортретов Марка Куина (Self), которые художник делает из собственной крови каждые пять лет.

Читатель трилогии — вуайерист (что несложно, ведь любой художник — эксгибиционист). Альбом за альбомом мы наблюдаем за становлением стиля Билала. Первая часть невероятно напоминает Мёбиуса (более того, ранние работы Билала — это Мёбиус почти под копирку), но уже в «Холодном экваторе» мы видим почти полностью сформировавшийся авторский стиль.

Рассказывать о моей собственной любви к работам Энки Билала также было бы интимным поступком. Ограничусь тем, что эта любовь длится вот уже 15 лет, с тех самых пор, как я в мае 2004 года увидел в кинотеатре странный фильм «Бессмертные. Война миров». Не очень много поняв в нём, я был очарован и влюблён. Несколько месяцев спустя я впервые столкнусь с оригинальными французскими комиксами Билала, с которых начнётся моя взрослая страсть к комиксам в принципе.

Работы Билала действительно обладают большой притягательностью. Они очаровывают, проникают под корку кожи. Поэтому Билал любим — как простыми читателями, так и элитарным сообществом. Одна из его персональных выставок, например, состоялась в Лувре (2011)! Вы приходите за генетическими монстрами-киллерами, за интригами Египетских богов, за кровью, размазанной по льду хоккейного матча, за комичным «шах-боксом» (вы, наверное, слышали, что спорт воплотился в жизнь, так скорее же посмотрите на ютьюбе!), за инопланетянами-анархистами-террористами и, конечно же, за загадочной Джилл Биоскоп, журналисткой с синими волосами, женщиной-ловушкой... А уходите с необъяснимым томлением, ощущением того, что вас допустили к чужим откровенностям и заставили думать о своих собственных.

Бросает мне в глаза, сквозь морок, сквозь туман

Одежды грязные и кровь открытых ран, —

Весь мир, охваченный безумством Разрушенья*.

*Шарль Бодлер, «Разрушение». Именно в стихах проклятого поэта Алкид Никополь находит хоть какое-то шаткое равновесие, когда теряет разум.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)