Исполнитель: Satyricon
Название альбома: Satyricon & Munch
Жанр: Dark Ambient
Страна: Норвегия
Лейбл: Napalm Records
Дата выхода: 10 июня 2022
Творческий путь знаменитых норвежцев Satyricon с самого начала сопровождался большими амбициями и стремлением к абсолютной творческой свободе, пусть это и нашло выход в достаточно непредсказуемых формах. Для большинства коллектив был и останется создателями ряда культовых альбомов, которые считаются классикой норвежского блэк-метала. Зато последующие метаморфозы с примесью индастриала, так называемого блэк-н-ролла и пост-метала и, как следствие, коммерческий успех вызвали отток значительной части старой фан-базы и привлекли новую.
Двойственное и противоречивое отношение меломанов к творчеству Satyricon никогда не мешало художественному самовыражению главного сонграйтера группы Сигурда «Сатира» Вонгравена. И вот мы имеем дело с самым необычным и дерзким экспериментом за всю историю существования проекта. Создание музыкального сопровождения в стиле дарк-эмбиента для выставки картин норвежского живописца Эдварда Мунка (1863—1944) в музее Осло — дело ответственное и рискованное.
Первое соприкосновение Satyricon с творчеством Мунка произошло в 2017 году — обложку альбома «Deep Calleth Upon Deep» украсила литография «Поцелуй смерти» (1899). Теперь же перед группой встала задача «озвучить» произведения знаменитого художника-символиста.
Конечно, это можно назвать работой на заказ. Но учитывая, что творчество Мунка давно стало национальным достоянием Норвегии, подобный «заказ» можно почитать за высокую честь. Сатир принял этот вызов и по прошествии времени представил умопомрачительное произведение под бесхитростным названием «Satyricon & Munch», которое не идет ни в какое сравнение с бэк-каталогом группы.
Для Сатира это не первый опыт создания электронной музыки — вспомним его фолк-эмбиентный сайд-проект Wongraven с единственным альбомом «Fjelltronen» (1995). Но это скорее продолжение исторической концепции Satyricon того периода. С тех пор прошло много лет, звучание группы изменилось, а в «Satyricon & Munch» формация и вовсе предстала в совершенно неузнаваемом облике.
Помимо традиционной гитары, бас-гитары и барабанов в записи слышны несколько аналоговых синтезаторов, терменвокс, виолончель, альт, бас-кларнет, контрабас-кларнет, йоухикко (карело-финский смычковый инструмент), скрипка, рояль. «Satyricon & Munch» — это единый инструментальный трек общей продолжительностью чуть менее часа. Отмеченный мрачными и откровенно психоделическими оттенками, он исправно выполняет функцию фонового саундтрека, будоражащего сознание и рисующего в нем невыразимые образы и настроения.
Композиция условно разбита на отдельные главы, полифонична и подвержена плавным преобразованиям. Нойзовые эффекты, гудящие магнитные поля, минималистские пульсации и биты, холодные тревожные сигналы и «спирали» разбавлены классическими струнными, духовыми и клавишными. Отрешенная меланхолия способна в мгновение ока обернуться истеричными всплесками синтезаторов, достигая психопатического крещендо, чтобы после вновь вернуться к равномерной рефлексии.
Периодически из всей этой паутины на поверхность поднимаются раскатистые гитарные валы с характерной мелодикой Сатира при поддержке размеренных ударных и перкуссий Фроста. Здесь безошибочно узнается поздний Satyricon, вот только риффы эти звучат так, словно укутаны в плотную материю, сотканную из непроницаемого электронного фона и сюрреалистических модуляций.
Волны абсолютного хаоса и кратковременного умиротворения следуют одна за другой, вздымаясь и опадая. Вместе с тем композиция не лишена утонченности, которую придают ей неоклассические фрагменты. В них просматриваются редкие здесь гармония и успокоение, но и они могут внезапно смениться чудовищными паническими диссонансами терзающих слух струнных и грозно ревущих духовых.
Ближе к концу трек преодолевает некий условный порог и плавно переходит в состояние абсолютной «нездешней» невесомости, наполненной гулкими космическими пустотами и отдаленными сигналами. Здесь царит своя атональная гармония. Плавные преобразования формируют финальную часть, где сконцентрировались будоражащие сэмплы и эффекты, воспринимаемые как роковая поступь неминуемого. Она достигает своего пика, чтобы в одночасье оборвать все нити и оставить лишь затухающие отголоски.
Сохранив свою мрачность, группа углубилась в совершенно невообразимые пределы психоделики и авангардизма, где царят формы и образы, бесконечно чуждые обывательскому сознанию. Это достойная попытка проникнуть в сознание художника, понять его мироощущение. Надо признать, это будет непросто, если не быть посвященным хотя бы в общих чертах в отдельные подробности жизни Мунка и не иметь перед глазами образцов его творчества.
«Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни», — писал художник в своем дневнике. Детство в нищете, психическая неуравновешенность отца, смерть матери и сестры от туберкулеза; медленное становление творческого почерка через первоначальное неприятие; тяжелые болезни, душевные метания ранимой натуры, а также подозрительность и недоверие — все это сформировало особый стиль Мунка. Он полон образов смерти, болезненного эротизма, одиночества, яркой фантасмагории, ревности, беспокойства и… кричащей жажды жизни.
Пожалуй, наиболее подходящими репродукциями для видеоряда к альбому будут такие полотна, как уже упомянутый «Поцелуй смерти», «Ангел Смерти», «Смерть у штурвала», «Крик», «Мадонна», «Вампир», «Меланхолия», «Ревность», «Звездная ночь» и серия автопортретов, на которых Мунк, ставший на склоне лет полным затворником, отображал свое медленное угасание.
Совершенно очевидно, что произведение предназначено не для всех — ведь далеко не все воспринимают и понимают эстетику живописи самого Эдварда Мунка, что абсолютно нормально. Как и спонтанное посещение выставки авангардистов и импрессионистов общего просвещения ради, прослушивание релиза будет актом совершенно непритязательным. Вы или хладнокровно проигнорируете услышанное, или же ваше сознание неуловимо изменится после такой «экскурсии».
Фанаты Satyricon, как бывшие, так и нынешние, могут спокойно пройти мимо сего релиза, но при этом рискуют упустить нечто из ряда вон выходящее. А вот поклонники андеграундного нойз-эмбиента найдут «Satyricon & Munch» любопытным. Почему? Потому что этот альбом — не просто набор фоновых звуков, но вполне сформированное художественное произведение с особым стилем и полным отрицанием границ. Произведение, вышедшее за пределы обыденного.
Комментариев: 0 RSS