ССК 2018

мама! / mother!

США, 2017

Жанр: ужасы, триллер, драма

Режиссер: Даррен Аронофски

Сценарий: Даррен Аронофски

В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайфер

Похожие фильмы:

Мама! 

Очевидно, что Даррену Аронофски нравится, когда о нем говорят, а его фильмы одни раскритиковывают в пух и прах, а другие превозносят до небес. Эпатаж – это первое слово, которое приходит на ум после просмотра «мамы!», и приходит оно отнюдь не случайно. Режиссер целых двенадцать месяцев скрывал, о чем же будет его новый фильм, руководители рекламной кампании анонсировали картину то ли как триллер, то ли как хоррор, поэтому, по крайней мере, первую неделю проката в зале всегда можно было найти тех, кто пришел посмотреть историю про старый дом и странных непрошенных гостей и никак не ожидал, что два часа ему придется смотреть на своеобразный пересказ ключевых моментов Святого Писания, обрамленный в рассказ о судьбе творца и его музы. Обманутые ожидания, сцены жестокости и энное количество неясных моментов – только часть тех претензий, которые зрители предъявляют к «маме!», хотя любой, кто видел до этого хотя бы несколько фильмов Аронофски, может подтвердить, что все это присутствует и в других его творениях, стоит только вспомнить вылезающие из кожи перья в «Черном лебеде» или вознесение в пузыре в «Фонтане».

«мама!» вполне могла бы стать итоговой работой Аронофски, если бы режиссер собирался заканчивать карьеру и уходить на покой или же заявил о новом этапе в своем творчестве, который настанет в ближайшем будущем. В новой картине зритель без труда найдет все те же идеи и приемы, что уже неоднократно проскальзывали в его фильмах: вновь отношения с женщиной зацикленного на себе мужчины, вновь одержимость и зависимость, вновь создание культа.

Мама! 

Мозаика смыслов и тем сложена из кусочков предыдущих работ, но тут они проговорены и показаны наиболее четко и ясно, просто покрыты сусальным золотом красивой аллегории, так что вариативность трактовок увиденного на экране крайне ограничена. Мы можем называть героиню Дженнифер Лоуренс Девой Марией, Матерью Природой или Музой, но когда начнем описывать их функции и говорить, почему мы видим за образом молодой жены нечто большее, все равно придем к общему знаменателю – все они существуют исключительно для того, чтобы отдать себя другому. Чьей-то целью является рождение богочеловека, другая призвана обеспечивать людей ресурсами, а последняя дарует себя Творцу, становясь частичкой вечности. Получают ли они взамен хоты бы сказанное второпях «спасибо»? Нет, их дары, как труд домохозяек, принимают как должное. Несомненно, себя режиссер, как бы он от этого ни открещивался в интервью, видит в образе Поэта, чью роль в картине исполнил Хавьер Бардем. Как хороший писатель всю жизнь пишет одну книгу, так и хороший режиссер всю жизнь снимает один фильм, именно поэтому у Аронофски частенько встречается кольцевая композиция сюжета, круги которой на самом деле являются частью спирали. Все это работает и в «маме!», где в первых секундах мы видим и последние кадры, а вся показанная история – лишь одна из множества потенциально возможных. И выбраться из этого вечного повторения для Творца просто нет возможности, как у героев нет возможности отойти от своего затерянного вне времени и пространства дома, возрождающегося из пламени, словно птица Феникс.

Мама! 

Несмотря на то, что «мама!» вовсе не является ужастиком в привычном смысле этого слова, жутковато при просмотре становится частенько. И эту «жуть» не стоит путать с омерзением, на которое фильм провоцирует намеренно, демонстрируя кровь и человеческие органы. Герой Хавьера Бардема – это не только Бог-Отец, отдающий своего сына на растерзание толпе, не только эгоистичный Творец, которого заботит только то, насколько популярным станет его произведение и как много у него будет фанатов, но и Мужчина (а то и вовсе Человек), который готов только принимать чужую любовь и раз за разом совершать одни и те же ошибки, даже если они приводят к фатальным последствиям. И вот такой образ главного героя каждый из зрителей (даже его Эго еще не столь огромно, как у персонажа на экране) может примерить на себя: а насколько ты сам можешь отдавать, насколько заботишься о счастье другого, готов ли ценить то, что окружает тебя день за днем и создано не тобой любимым? Увы, многие из людей, особенно людей талантливых, полностью зациклены на себе и даже не замечают, как постепенно выжимают все соки из тех, кто оказывается рядом и пытается подпитывать их силой своей любви.

Если попытаться вписать «маму!» в полотно под названием «Современный кинематограф», то новая работа Аронофски не окажется на нем в гордом одиночестве где-нибудь в уголке, а встанет недалеко от «Антихриста» фон Триера. Но при этом жутко бросается в глаза, что создатель «Догмы 95» «играет как умеет», и все, что происходит на экране в его картине, выглядит абсолютно органично, в то время как киноновинка от американца жутко претенциозна и во многом перегибает палку, выпрыгивая из штанов в попытке вытянуть из зрителя ту или иную эмоцию. Такое ощущение, что Даррен Аронофски во время создания и проката фильма каждый день поглаживал себя по голове и говорил в зеркало о собственной гениальности, так что остается только посочувствовать его юной музе Дженнифер Лоуренс...

Мама!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх