DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Почти как в сказке

Кукольник

Россия, 2022

Жанр: триллер, фантастика

Режиссер: Сергей Кузнецов, Роман Амслер

Сценарий: Роман Амслер

В ролях: Мария Миронова, Виталия Корниенко, Полина Ряшко, Александр Новиков, Артем Башенин

Похожие фильмы:

  • «Яга. Кошмар темного леса» (2020)
  • «Мертвая тишина» (2006)
  • «Оно» (2017)

Отечественный хоррор, являясь просто одним из направлений отечественного же кинематографа, в полной мере наделен характерными болячками, свойственными этому виду искусства. В частности, он испытывает острую нехватку квалифицированных кадров. Конечно, на родных просторах имеются толковые специалисты, но их буквально считаные единицы, в то время как продукции, выпускаемой на экраны, гораздо больше. И речь не о технической составляющей — современные технологии на отечественном кинорынке присутствуют в достаточной мере. А вот толковых сценаристов и режиссеров, как говорили в старом мультике, «маловато будет». Посему и заполоняют сознание зрителя дешевые поделки с картонными персонажами, нелепыми репликами, нелогичным сюжетом и общей бредовостью происходящего.

Отсюда проистекает второй, более специфичный для жанра, недостаток — кризис самоидентификации. Обладая обширным фольклорным наследием и возможностями для уникального антуража, отечественный хоррор (в кинематографическом его проявлении) раз за разом лезет в вотчину западного воплощения, перенимая тропы, штампы и шаблоны, на которых нынешние авторы выросли. Другими словами, создатели практически не стремятся привнести в жанр ничего нового. Древние проклятия, мстительные призраки, могущественные артефакты — все это выливается на экран без необходимой культурологической адаптации под исконно русские реалии.

Но все-таки подвижки, пусть не всегда удачные, имеются. Условные «Пиковые дамы», «Черные невесты», и даже не к ночи помянутые «С.С.Д.» нет-нет да и опираются на богатое историческое наследие родной стороны. Получается, как всегда, по-разному, но тенденцию (если продвижение в темпе улитки тянет на статус «тенденции») нельзя не отметить и не похвалить. Вот и нынешний виновник торжества, фантастический триллер «Кукольник», кажется, метит в эту самую сермяжную ипостась.

Поблагодарить за очередную попытку реализовать пугающий жанр на привычных задниках можно начинающего сценариста Романа Амслера и чуть более опытного постановщика Сергея Кузнецова. Названия предыдущих работ каждого из авторов вряд ли что-нибудь скажут среднестатистическому зрителю — на том же «Кинопоиске» только «Кукольник» набрал достаточно голосов, чтобы обзавестись средним зрительским баллом.

По сюжету на дворе конец «лихих 90-х». Главная героиня, девочка-подросток (или даже тинейджер, судя по прикиду и нраву) Соня, перебирается вместе с матерью и младшей сестрой из привычного и уютного мегаполиса в занюханные сельские просторы, а точнее в раскинувшуюся где-то среди необъятных полей деревеньку. Для избалованного и рафинированного дитя асфальтовых джунглей здесь слишком мало всего, а отношения с местной, простой как палка, молодежью складываются из рук вон плохо. Но все меняется, когда из местного проклятого дома девочка приносит загадочную куклу — и с этого момента детская легенда-страшилка начинает подозрительно обрастать реальными подробностями.

Актерский состав, задействованный в картине, примечателен в первую очередь не малоизвестными и начинающими (в силу возраста) актерами или Марией Мироновой, придающей звездного веса касту, а исполнительницей роли Ани, младшей сестры героини, Виталией Корниенко. За свои тринадцать лет девочка успела поработать над сотней проектов, обойдя по количественному показателю даже вышеупомянутую Миронову. К качеству фильма это отношения не имеет, просто забавный факт в копилку.

Если рассмотреть «Кукольника» в контексте вышеупомянутых характерных недостатков отечественного кино, то у него не все гладко. В плане сценария персонажи порой выглядят откровенно топорно, реплики, даже без учета отыгрыша, кажутся надуманными, а сюжетная канва — хромающей. Прибавьте к этому дисбаланс между детской непосредственностью и серьезным выражением лица, с которым повествование подается, — и можно было бы записать попытку в провальные неудачи. Но стоит ли?

Сама идея перенести страшную историю в сельскую глухомань до сих пор популярна у жителей мегаполисов, которые под словом «деревня» представляют полуразвалившийся колхоз с двумя-тремя стариками, оставшимися доживать свой век. Но колорита все-таки не хватает, не дожали авторы. Хотя идея с проклятым домом на первый взгляд кажется просто беспроигрышным вариантом — в любом населенном пункте, где есть дети, обязательно будут легенды о страшном месте.

А вот байка с титульным кукольником выглядит крайне надуманной. Хотя сама игрушка реализована неплохо, но чисто логически данный персонаж плохо вписывается в антураж небольшой деревеньки. Будь это какой-нибудь уездный городок, где окрестная знать любила собираться на театральные представления, подобный мастер еще пришелся бы к месту, но в одной отдельно взятой деревне кукольник выглядит инородным, наивно втиснутым драматизму ради элементом. Так же, как и блаженный на первый взгляд альбинос с прической сбежавшего из аниме злодея.

В итоге «Кукольник» оставляет эдакое среднее впечатление: на каждую интересную находку и хороший образ находится своя недоработка и халтура. Что-то можно простить, что-то будет бросаться в глаза, а что-то, возможно, даже западет в душу. Такой вот по-хорошему средний фильм, внушающий осторожный оптимизм за будущее кинохоррора на родных просторах.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)