ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Парень из Колорадо / The Colorado Kid (роман)

Автор: Стивен Кинг

Жанр: триллер, детектив

Издательство: АСТ

Серия: Темная башня

Год издания: 2015 (в оригинале — 2005)

Перевод: В. Вебер

Похожие произведения:

  • Хейвен (телесериал)

«Парень из Колорадо» — достаточно короткий роман (советские филологи, думаю, назвали бы его повестью, и были бы совершенно правы), который редко упоминается даже фанатами Стивена Кинга. И тому есть причины.

Прежде всего, это не хоррор. «Как же так! — с негодованием воскликнете вы. — Стивен Кинг — это же Король Ужаса! Он даже дышать должен ужасно... как Дарт Вейдер! А уж книги тем более обязаны вызывать нервную почесуху и боязнь темноты». А вот так.

Двое подростков, совершая утреннюю пробежку, обнаруживают на пляже труп. Труп как труп, мертвый совершенно, не шевелится, ручонки к юным горлышкам не тянет (и да, забегая вперед, совершенно незаразный, второго «Противостояния» не ждите). Наоборот, это в его горлышке — как потом выясняет полиция — плотно забит кусок мяса, который и послужил причиной смерти. Нет, не человеческого. Да, понятно откуда — в руке, судя по положению пальцев, был зажат кусок пирога, который, видимо, потом украла чайка. А еще в кармане у него пачка сигарет — хотя, как утверждают патологоанатомы, покойный не курил, немного мелочи, и… советская монета.

Страшно? Как по мне, так ничуть.

Однако некоторые поклонники господина Кинга могут воскликнуть — ну как же так! Ведь НашеВсе еще и прекрасный бытописатель. «Зеленая миля», «Побег из Шоушенка» — какие описания, какие характеры! Не спорю. Более того, я даже уверена, что если через лет эдак сто Стивена Кинга продолжат изучать в университетах — то не как члена шайки-лейки «По, Лавкрафт, Бирс и прочие», а как крепкого и яркого автора-реалиста конца ХХ - начала ХХI века.

Но, увы, до романа (ну хорошо, повести) в жанре «реализм» «Парень из Колорадо» тоже не дотягивает. Хотя начинается весьма многообещающе… нет, не с пробежки. Начинается он двадцать пять лет спустя, когда молодая стажерка мелкой газетки маленького городка в штате Мэн заводит в кафешке вроде бы обычный разговор со своими «опекунами» — пожилыми журналистами. Буквально только что их тесную компанию покинул столичный корреспондент, и ветераны объясняют наивной девочке, как именно они хотят дать чаевые официантке, чтобы той ушли все деньги, а не отделенная ушлыми коллегами часть…

Слово за слово, пример за примером — и перед стажеркой разворачивается история одного расследования. Расследования, которое с каждым своим шагом ставило больше вопросов, чем давало ответов. Расследования, которое до сих пор не закончилось…

Сам Кинг признавался, что к написанию этого романа его подтолкнула газетная заметка, принесенная приятелем, заметка, следы которой он уже не может найти даже в Интернете. Возможно, на самом деле, здесь замешана известная история «Тамам Шуд» — о теле неизвестного человека, найденном на пляже Аделаиды. Официально его личность не установлена — в отличие от героя «Парня из Колорадо». Но, как показывает Кинг — установление личности может повлечь гораздо больше вопросов…

Кинг снова — как и всегда — описал кусочек жизни. Но если раньше в эти кусочки жизни вторгались клоун Пеннивайз, «срань-хорьки» (термин Табиты Кинг), разумные автомобили и автомобили-порталы в параллельные миры, живые мертвецы и прочее, и прочее, то теперь это всего лишь загадка, которая не угрожает никому и никому и не нужна — только так, зудит старой раной. О ней можно забыть — но можно и помнить и раз за разом расчесывать, пытаясь понять, разгадать, узнать… Может быть, для самого Кинга это больше чем просто роман — может быть, он решал таким образом свои личные, идущие из детства, проблемы: отец самого Кинга, якобы, вышел за сигаретами и… более тридцати лет за ними так и ходил. Почему бы, собственно, и нет?

Наверное, «Парня из Колорадо» можно назвать очень уютным романом — из тех, что читают дождливыми вечерами, стереотипно завернувшись в плед и попивая кофий. Его тайна погребена под пылью лет и никто не выпрыгнет из небытия, чтобы покарать героев. Да и они сами даже и не пытаются нагнетать обстановку — так, тихий треп двух стариков, с ностальгией вспоминающих прошлое и пытающихся подарить милой девушке лучшее будущее. По-хорошему, это не история ни о Парне из Колорадо, ни Парня из Колорадо — это история двух стариков и одной девушки, а все остальное на самом деле лишь фон для нее, и никак не наоборот.

Стивен Кинг любит удивлять своих читателей если не сюжетами, то темами и жанрами — от размашистых палитр битвы со Вселенским Злом, до камерных клаустрофобных ужастиков, от воспоминаний о кинозрительской юности до спортивной хроники. В этом смысле «Парень из Колорадо» идеально вписывается в кинговское наследие, даже больше, чем в цикл о Темной Башне (несмотря, что именно на связь с этим magnum opus Кинг намекал в интервью и комментариях к книге). Его можно назвать книгой об искусстве рассказывать историю, где важно становится не только что поведано, но и как это сделано.

Стоит ли читать этот роман? Каждый выбирает по себе. Если вас не раздражают истории, у которых нет финала; если вы готовы медленно двигаться за героями, плутать среди двух — даже не трех! — сосен, ничего не понимать, снова ничего не понимать, и… обнаружить, что никто так ничего и не понял — то это для вас.

И да, это Кинг как он есть. Настоящий. Автор кусочков жизни. Король Ужаса. Ведь ужас в том числе и в том, что не на все вопросы в этой жизни будут ответы.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх