ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

Борн / Borne (роман)

Автор: Джефф Вандермеер

Жанр: постапокалипсис, биопанк

Издательство: Эксмо, «Fanzon»

Серия: Большая Фантастика

Год издания: 2018 (в оригинале — 2017)

Перевод: С. В. Резник

Похожие произведения:

  • Барри Лонгиер «Враг мой» (повесть)
  • Окча (фильм)
  • Нечто (фильм)

Как и многие талантливые люди, Джефф Вандермеер сделал себе имя в разных кругах. За рубежом, например, больше известен Вандермеер-редактор — идеолог фантастики и, в частности, направления «new weird». Он составил 20 сборников, посвященных различным литературным жанрам («Пиратское фэнтези», «Большая книга научной фантастики», «Альманах путешественника во времени» и, разумеется, «Вирд» и «Нью-вирд»), энциклопедию стимпанка, а также пособия для начинающих авторов («Чудокнига», «Книжная жизнь: стратегии и советы для писателя 21 века» и т.д.). В России Вандермеера знают, прежде всего, как автора галлюциногенных, сюрреалистических книг — «Подземный Венисс» и «Город святых и безумцев». И редкий любитель фантастики не слышал об экранизации Алекса Гарланда, которая подстегнула интерес к трилогии Южного Предела.

Все эти регалии создают образ опытного и успешного литератора. Однако Вандермеер-писатель сформировался только к восьмому роману. Судите сами: в амбрском цикле автор, словно ребенок в комнате с игрушками, от души развлекается с формой, уместив под одну обложку эпистолярный рассказ, энциклопедию, историческую хронику и даже зашифрованное послание. В «Подземном Вениссе» ребенок понял, что некоторые игрушки ему нравятся больше. «Аннигиляция» же — история не мальчика, но мужа, однако и она не лишена недостатков. Например, словно не желая прослыть заурядным, автор не объясняет, откуда взялась Зона Икс и что она такое. Персонажи слабо взаимодействуют между собой, а их истории, по сути, растворяются в неопределенности. Неудивительно, что российские читатели встретили цикл о Южном Пределе без восторга.

В «Борне», восьмом по счету романе, Вандермеер провел работу над ошибками и окончательно сформировался как писатель. Форма здесь упрощена максимально: историю рассказывает один персонаж, мусорщица Рахиль. Днями напролет она крадется по разрушенному городу и собирает биотехов — генетически измененных жуков, червей, гусениц и прочих тварей, которые могут оказаться полезными для ее сожителя Вика. Опасность подстерегает со всех сторон — в небесах летает ведмедь Морд (да, вы правильно прочитали), улицы заполнены его последышами и мутантами, подданными бандитки Морокуньи. День ото дня людей становится все меньше, их место на эволюционной лестнице занимают другие существа. Река отравлена, припасы тают, помощи ждать неоткуда. Другой на месте Рахили лег бы и помер, но она упорно цепляется за жизнь — ставит ловушки в своем жилище, укрепляет союз с Виком. Все меняется, когда в жизни Рахили появляется Борн.

Кто такой Борн? Или что такое? Изначально — существо, напоминающее чашу с усиками, как у морского анемона. Но с каждым днем оно растет, учится говорить, читать, меняет цвета и формы — к неудовольствию Вика, который видит в новом питомце угрозу, ведь ничего подобно раньше в городе не появлялось. Рахиль же привязывается к Борну, как к ребенку, несмотря на то, что он развивается с пугающей скоростью...

В жанровом плане «Борн» мутирует и меняет формы так же часто, как и одноименный персонаж. Постапокалипсис, вирд, биопанк и хоррор смешиваются в тигле авторской фантазии, образуя гармоничный сплав. Но пятым элементом, благодаря которому компоненты трансмутируют в цельную историю, служит драма, рассказанная женщиной с обычными ценностями и желаниями. Да, окружающий мир причудлив и ненормален, но Рахиль приспосабливается к нему, добывает пропитание, строит отношения и даже воспитывает ребенка, пусть он и похож на инопланетянина из «Нечто». Существо же, вокруг которого происходит весь этот сыр-бор, к финалу отступает на задний план. По сути, «Борн» — это наиболее человечная из всех историй Вандермеера и оттого близкая читателю.

Экологические мотивы, так любимые писателем, перекочевали из трилогии Южного Предела и сюда. Главным злом здесь является некая Компания, засорившая планету своей продукцией. Именно она, а не Морд или Борн, является чудищем, которое «обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй». Нетрудно догадаться, что символизирует собой эта организация. Однако Вандермеер не стремится кого-либо обвинить, а оптимистично предполагает, что, какой бы агрессивной ни была бы окружающая среда, жизнь найдет способ приспособиться.

В «Борне» гармонично сочетаются фантастика и драма, сдобренные авторским месседжем. Однако, тем, кто привык к строгим жанровым рамкам, причуды Вандермеера вроде летающих медведей и лечебных червей могут быть непривычны. Так что читайте на свой страх и риск.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх