DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Провокационный вампиризм

По следам вампира. История одного расследования (документальное произведение)

Автор: Жан-Поль Бурр

Жанр: триллер, нон-фикшн

Издательство: TERRA FOLIATA

Год издания: 2017

Перевод: А. Зимелев

Похожие произведения:

  • Джон Мелтон «Энциклопедия вампиров»
  • Динна Конвей «Полная энциклопедия мифологических существ»

Жан-Поль Бурр — малоизвестный русскоязычной аудитории писатель и публицист. Даже его книга «По следам вампира. История одного расследования», получившая определенный резонанс на родине автора, у нас встречена довольно-таки скромно и преимущественно сдержанно-негативно. Анонимные Интернет-отзывы свидетельствуют о том, что в целом аудитория «ожидала большего», что скептикам-рационалистам не хватило доказательной базы (автор, очевидно, должен был снять живописное видео какой-нибудь кровавой мессы или оккультно-гипнотической практики), а ортодоксальным адептам хоррора не хватило смачных описаний происходящего. Отзывов на просторах Рунета крайне мало, читательская масса реагирует вяло. Словом, книга, с точки зрения ее принятия аудиторией (по крайней мере, нашей), с треском провалилась. Однако, вряд ли стоит спешить хоронить книгу и ее автора. Возможно, книга просто диссонирует с привычным для нас мировосприятием.

В книге «По следам вампира» автор описывает, как он искал могилу графа Бороложовака, о котором в 1874 году написала французская газета «Фигаро». Граф Бороложовак — вампир, уехавший из Румынии во Францию еще в позапрошлом веке; после упоминания в «Фигаро» его следы затерялись, и место его захоронения неизвестно. Автор прилагает всевозможные усилия для того, чтобы найти-таки могилу графа-вампира, обрастает для этого нужными связями в, так сказать, оккультно-мистической среде, попутно знакомится с так называемой «красной магией» — и, в конце концов, все же находит искомую могилу — точнее, кажется, находит. Около одной из могил на кладбище Пер-Лашез в Париже Бурру видится мелькающая надпись: «Румынский граф Бороложовак в этой могиле одержал победу над смертью». Завершается книга рассуждениями автора о могуществе черной и красной магий, а также о том, что сектанты, как правило, в силу непонимания, — дискредитируют магическое мировоззрение и сопутствующие оному оккультно-мистические практики. Вот вкратце содержание книги.

В тексте встречается множество эффектов, очевидно, призванных разозлить и раззадорить как христианскую, так и научную общественность. Получилось или нет — отдельный вопрос (в целом, не получилось), но книга нацелена определенно на это. В первую очередь, удар наносится, конечно же, по христианской общественности — как наиболее многочисленной и наиболее ортодоксальной. Люцифер объявляется «носителем огня» (всецело положительной фигурой — по сути, аналогом Прометея), Дракула — «истинным посвященным», в церквях по ходу развертывания сюжетной линии регулярно происходят какие-то кроваво-сатанинские оргии. Досталось и рационалистам (хоть и во вторую очередь): автор всячески доказывает примат чувственного восприятия над разумом. Досталось-то досталось, но должного эффекта, как видно, провокация не возымела, хотя в тексте есть до крайности любопытные художественные образы и приемы. Отчего вышло, что у книги нет общественного резонанса? Этому, по всей видимости, есть весьма простое объяснение.

Чтобы хоть мало-мальски проникнуться новоиспеченной книгой Бурра, нужно знать историю оккультизма во Франции. Граф Сен-Жермен, Элифас Леви, Папюс, Мартинес де Паскуалис, Аллан Кардек — именно на их (да и, чего греха таить, не только на их) философии всецело основывается Жан-Поль Бурр, хоть и изображает недовольство некоторыми из вышеперечисленных авторов — например, Папюсом и Элифасом Леви. Миром управляют таинственные, могущественные и способные к материализации силы, которые отнюдь не всегда милы и добры; человеческие возможности проявляются не в разуме, а в психоэмоциональной настройке и в восприятии; человеком как психоэмоциональной сущностью можно «завладеть», «украсть» его; призвать могущественные силы можно с помощью определенных каббалистических практик. Это все из учений означенных авторов. Жан-Поль Бурр грубо пренебрег отсылкой к признанным классикам, представил их мировоззренческие концепции в виде весьма упрощенных образов — и за это поплатился читательским неприятием. А между тем, переворот в массовом сознании (а авторская цель, к гадалке не ходи, состояла именно в этом) практически не достижим с кондачка, это длительная, скрупулезная и пошаговая работа, по чайной ложке в месяц, а то и в год, — и уж точно требующая уважительного отношения к истокам.

Да, безусловно, Елена Блаватская, Алистер Кроули, Говард Лавкрафт, Ошо/Раджниш и Эрнст Мулдашев — намного изощреннее, тоньше и мастеровитее Бурра. Они способны цинично, агрессивно и мгновенно, буквально в одно касание, вывернуть мозги наизнанку, выпотрошить их, изнасиловать их во всех плоскостях, залить в них принципиально иное содержимое, — и читатели при этом пребудут в массовом восторге. Это стадия авторской гениальности. Редко кому доступная. Многоуважаемый Жан-Поль Бурр до нее, как видно, не дозрел. Ему поминают и «недостоверность», и «неинтересное расследование», и уйму всего еще. Безусловно, заявленная тематика сама по себе просто обязывает автора написать нечто такое, что порвет сознание читателей на куски (читатели, кстати говоря, этого с нетерпением ждут). Бурр с этой задачей, очевидно, не справился. Но работает он ровно в том же русле и в общем-то теми же методами, что и вышеозначенные мастера. С идейно-метафизической точки зрения книга отнюдь не провальна. Но эффектов и «мяса» — да, определенно недостаточно, причем недостаточно не по количеству, а по качеству.

В сухом остатке получается следующее… Книга категорически не рекомендуется к прочтению научным и традиционно-религиозным фанатикам. Книга рекомендована к ознакомлению всем любителям хоррор-литературы и вообще хоррор-культуры (хотя оценки могут быть полярными — от лютейшего неприятия до поросячьего восторга). Книга просто обязана быть на полке любого уважающего себя эстета-культуролога, вне зависимости от его убеждений и пристрастий.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)