DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Раз, два, Фредди заберет тебя

Пять ночей у Фредди. Неправильные / Five Nights at Freddy’s: The Twisted Ones

Автор: Скотт Коутон, Кира Брид-Райсли

Жанр: хоррор, детектив, видеоигры

Издательство: АСТ

Серия: Five Nights at Freddy’s

Год издания: 2022 (в оригинале — 2017)

Перевод: Е. Ефимова

Похожие произведения:

  • «Очень странные дела» (сериал)
  • «Five Nights at Freddy’s» (серия игр)
  • Чарли, дочь изобретателя трагически известных аниматроников из пиццерии «У Фредди», поступает в колледж на курсы робототехники. Друзья девушки обеспокоены: повышенный интерес Чарли к учебной программе постепенно начинает напоминать одержимость, которая некогда довела до помешательства ее отца. Вдобавок, неподалеку от студенческого городка начинают происходить жестокие убийства. На телах погибших находят раны, слишком уж похожие на порезы от острых деталей эндоскелетов аниматроников. Значит ли это, что ребята ошибались, полагая, что положили конец кошмарам зловещей пиццерии?

    «Серебряные глаза», первый роман во вселенной Five Nights at Freddy’s обращался с миром франшизы достаточно свободно. Позже Скотт Коутон объяснил, что книги и игры следует воспринимать как два отдельных канона, не связанных друг с другом. Такой подход, хотя и разочаровал многих фанатов, позволил Коутону и его соавторке Кире Брид-Райсли сделать «Серебряные глаза» самостоятельным произведением. Конечно, знакомство с играми обогащало чтение радостью узнавания, но, что важнее, было совершенно не обязательным.

    «Неправильные» являются прямым продолжением «Серебряных глаз», и, надо отдать авторам должное, частично проводит работу над ошибками. Избытка персонажей больше не наблюдается: из всей оравы друзей главной героини активно участвуют в сюжете лишь двое. Их характеры все еще шаблонны и сводятся к ролям заботливой подруги и влюбленного парня, но теперь, по крайней мере, не приходится пролистывать страницы назад, чтобы вспомнить, откуда в сцене взялся тот или иной герой.

    Приятной неожиданностью становится и отсутствие самоповторов, по крайней мере в том, что касается основного сюжета. В то время, как огромное количество сиквелов строится по принципу «то же самое, но чуточку иначе», здесь история действительно развивается, и даже жанрово книга не слишком похожа на предыдущую. Впрочем, это можно считать и недостатком. От неторопливой вдумчивости оригинала почти ничего не осталось: классическая детективная завязка о серии загадочных убийств заставляет персонажей действовать, почти не оставляя времени на самокопания. Это добавляет сюжету напряжения и ощущения срочности, но прежнюю глубину текст теряет.

    Помимо этого, «Неправильные» страдают от синдрома средней части. Если первая книга воспринималась как законченное произведение с возможностью продолжения, то здесь перед читателем явно разворачивается второй акт большого повествования. Должно быть, во время написания первой книги, авторы, хоть и оставляли тут и там заделы на сиквел, не были уверены в том, что у них будет возможность продолжить историю, поэтому постарались сделать ее максимально герметичной. Однако «Серебряные глаза», несмотря на недовольство некоторых поклонников игровой серии, стали бестселлером №1 по версии The New York Times. Это дало Коутону и Брид-Райсли возможность расширить историю до трилогии и неудивительно, что они отдали предпочтение целостности общего нарратива, а не отдельной книги. Винить их в этом сложно: в трилогиях вторая часть почти всегда оказывается наименее самостоятельной. Даже фильм «Две крепости» часто называют самым слабым в эпопее «Властелин колец» именно из-за ощущения промежуточности.

    И все-таки удачным продолжением «Неправильных» не назовешь. Как ни странно, описания внутренних метаний главной героини, составлявшие львиную долю первой книги, по увлекательности существенно уступают местному детективному экшену. Начинает сказываться и влияние первоисточника. То, что в играх смотрелось органично, на страницах книги превращается чуть ли не в самопародию. И если в предыдущей части возможности и внешний вид аниматроников хотя бы примерно укладывались в технологические возможности 1987 года, то здесь ужасные робо-звери начинают выглядеть совсем уж неправдоподобно. Впрочем, авторы это понимают и частично объясняют, причем довольно находчиво. Важную роль в сюжете играет проектор иллюзий, откровенно фантастическое устройство. Но авторы обходят вниманием его техническое строение, переводя читательское внимание на то, как волны, излучаемые проектором, воздействуют на человеческий мозг. И вот этот-то внутренний процесс описан подробно, логично и увлекательно.

    Но если первые две трети еще худо-бедно держат оборону против игровых условностей, то в третьем акте сюжет начинает напоминать фильм категории B. Финал истории разворачивается в необычной, но совершенно абсурдной локации: огромной подземной пиццерии. Главный антагонист из обычного маньяка превращается в зомби-киборга, как будто бы упивающегося своей карикатурностю и крайне ревностно относящегося к своему суперзлодейскому прозвищу, которое сам же и придумал. Хорошие аниматроники бьют морды плохим, гремят взрывы, рушатся стены, летят во все стороны куски искореженного металла — невольно вспоминаются фильмы Майкла Бэя о трансформерах. А признание в любви, звучащее в кульминационной сцене, не вызывает совершенно никаких эмоций — разве что желание закатить глаза.

    «Неправильные» гораздо ближе «Серебряных глаз» к тому, чего ждешь от книги, основанной на видеоигре. Ощущается зависимость от уже существующих идей и образов, а повествование порой начинает напоминать трешовый комикс… или трешовую видеоигру. Впрочем, есть здесь и тревожная атмосфера, и увлекательные тайны, некоторые персонажи предыдущей книги раскрываются с неожиданной стороны, да и игровые отсылки далеко не для всем покажутся отвлекающей необходимостью. Все еще чувствуется, что Коусон и Брид-Райсли подошли к изначально коммерческой задаче — новеллизации — с желанием рассказать увлекательную историю. Кончено, в полной мере оценить, что у них получилось, можно будет только прочитав всю трилогию. Но мрачное обаяние чудовищных робо-зверей, созданных фантазией Коутона — настоящий феномен, и для многих его чары растут пропорционально градусу безумия и фантастичности. Поэтому, при должном настрое, «Неправильные» вполне могут оказаться правильной книгой, чтобы приятно провести пару вечеров.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)