ССК 2018

Гарри Диксон. Дорога Богов (авторский сборник)

Автор: Жан Рэй

Жанр: детектив

Издательство: Престиж Бук

Год издания: 2016

Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики

Перевод: А. Григорьев

Похожие произведения:

  • в большей мере — «классический» британский детектив
  • в меньшей мере — «крутой» американский детектив

Творчество Жана Рэя прямо-таки необъятно. Он прожил довольно долгую жизнь — семьдесят семь лет! — и оставил после себя огромное наследие. Из массы текстов бельгийского автора более или менее крупной известностью пользуется только малая часть — парочка романов, несколько рассказов... Особое место в этом многообразии всегда занимали детективы о Гарри Диксоне, «американском Шерлоке Холмсе», как поименовали этого героя издатели-немцы.

Действительно, литературный сериал берет свое начало в Германии, где в конце нулевых годов XX века выходили небольшие книжки о приключениях сыщика, образ которого явно был вдохновлен главным детищем Конан Дойла. Жан Рэй в начале 1930-х годов занимался переводом этих произведений для французского рынка. Поскольку оригинал был, как говорят, весьма посредственным, переводчик не посчитал зазорным вносить кое-какие свои изменения, тем самым улучшая чужие тексты. А от такого рода творческой обработки произведений безвестных немцев до создания собственных историй оставался всего шаг... и Рэй его сделал.

Наконец этот важный пласт библиографии «бельгийского Эдгара По» стал доступен и русскоязычному читателю. Сразу следует оговориться: Гарри Диксон — это детектив. Это убийства, похищения, погони, расследования... Так что, если вы надеетесь найти в этих произведениях уже привычного вам Жана Рэя, известного по «Мальпертюи» и рассказам, отнеситесь к этим повестям все же с некоторой осторожностью — хотя писатель остается самим собой, но одновременно и меняется. Все-таки, Гарри Диксон — как ни крути, не авторский цикл Рэя, так что бельгиец в этих детективах не может развернуться от всей души, как он это делал в иных произведениях.

В сборник «Дорога Богов» вошло восемь повестей о Диксоне. Все они написаны в период с 1932 по 1938 год. Но прежде чем окунуться в мрачные тайны Лондона, вступительное слово предоставляется Анри Верну, известному бельгийскому писателю и другу самого Жана Рэя. В предисловии кратко рассказывается о том, как автор работал над циклом о Гарри Диксоне.

Первая повесть сборника — «Сладкоголосый вампир» — освещает дело об убийствах в тихом провинциальном Мэривуде. Происходит череда убийств видных горожан, и расследовать это дело берется знаменитый сыщик из Лондона. Ему противостоит преступник по прозвищу Сладкоголосый вампир: его убийства примечательны тем, что перед ними слышится прекрасное пение. Гарри Диксон расследует преступления в Мэривуде как самый настоящий благородный детектив с берегов Туманного Альбиона, используя дедуктивный метод. Вместе с тем ему, родившемуся и некоторое время прожившему по другую сторону Атлантики, не чужды и принципы работы американских «крутых» сыщиков: Диксон почти всегда в гуще событий — погони, перестрелки и драки для него не в диковинку. Все это прекрасно видно еще в первой повести и затем подтверждается в каждой последующей. Ну, и понятно, что слава детектива, которую заслужил Диксон, заработана по праву: то же дело Сладкоголосого вампира ему удается довольно легко и просто.

В следующей повести «Улица утерянной головы» автор обращается к теме двойничества и подражательства. Два города: Бармчестер и Хармчестер, похожие как две капли воды. Тридцать лет назад в первом из названных селений произошла череда жестоких убийств, и вот теперь такой же кошмар захлестывает второй город. Почерк убийц прошлого и настоящего похож, видимо, кто-то решил заполучить славу того, тридцатилетней давности, душегуба? Но разве возможно преступнику обхитрить знаменитого Гарри Диксона, скрыться от его внимательных глаз и превозмочь его пытливый разум?

«Воскрешение Горгоны», как можно догадаться из названия, наследует греческим мифам о знаменитой Медузе. Сюжет здесь Рэй закрутил лихо, привлекая в качестве преступников и жертв не только различных второстепенных героев, но даже и самого Гарри Диксона! А вот в следующем произведении «Странный зеленый свет» Жан Рэй вспоминает о своей любви к разным непонятностям и сюрреалистичностям. Здесь некто, обладающий тайной огня зеленого цвета, шантажирует банкиров, торговцев и прочих богатеев, угрожая этим пламенем сжечь их собственность. Напуганные богачи обращаются за помощью к Гарри Диксону — к кому же еще?..

В 1930-е годы в бульварной литературе, в первую очередь американской, была востребована так называемая тема «желтой угрозы» — таинственные злобные китайцы, а также выходцы из других восточных стран, приезжают под чужими личинами в западные государства, чтобы плести там свои темные тенета... Не миновала чаша сия и Жана Рэя: в произведении «Дорога Богов» виновники разных напастей — не кто иной как гости с Востока. Правда, это выясняется далеко не сразу, а в результате распутывания большого клубка тайн. Первая ниточка, за которую в этом деле потянул Гарри Диксон, — это ежегодные обеды, которые, согласно завещанию, должен давать для лондонского сброда богатый аристократ Денвертон.

В «Таинственных исследованиях доктора Друма» писатель обращается к науке, которая, по всей видимости, его весьма занимала: математике (он создал о ней не один рассказ). Судя по всему, доктор Друм, решив уравнение сорокового порядка, открыл путь... в четвертое измерение?! Работа математика всегда не давала покоя одному из его коллег, и тот решил обратиться за помощью к Гарри Диксону. Надо скорее вывести Друма на чистую воду, а то, не дай бог, тот из четвертого измерения приведет с собой какую-нибудь несусветную тварь!.. Предпоследняя повесть «Крик-Крок, смерть в рединготе» более традиционна. Здесь все просто: на Лондон наводит ужас таинственный убийца, имя которого вынесено в заглавие. Произведение интересно тем, что Гарри Диксон в нем отступает на второй план — по крайней мере, в первой части. Большую часть повествования мы видим всяких негодяев, проворачивающих свои темные дела, опасаясь Крик-Крока, ведь тот, похоже, убивает не ради наживы, а для возмездия и наказания!

И в заключительном произведении сборника, «Тайны Правилон-Хауза», сыщик снова выходит на сцену во всем блеске своей славы. Гости господина Правилона начинают пропадать и умирать не то что сразу после, а прямо посреди званого вечера, и с течением времени число исчезнувших и отошедших в мир иной растет. Тайны множатся, а убийца все еще неуловим. Да и один ли орудует душегуб — может, их несколько? В хитросплетениях этого весьма непростого дела, в котором фигурируют сразу несколько людей, каждый из которых имеет какой-то свой интерес, и предстоит разобраться Гарри Диксону. На этом эпизоде с Правилон-Хаузом и заканчивается первый изданный на русском сборник приключений знаменитого сыщика.

Жан Рэй написал действительно много. Очень много. Далеко не все его произведения достойны внимания, но с детективами о Гарри Диксоне действительно стоило бы познакомиться. Хотя бы с парой-тройкой. Это не самое-самое в творчестве Жана Рэя, но заметная и хорошо сработанная часть его наследия.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх