Мистериум. Тьма в бутылке / Flaskepost fra P

Дания, Германия, Швеция, Норвегия, 2016

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Ганс Петтер Моланд

Сценарий: Николай Арсель, Юсси Адлер-Олсен

В ролях: Николай Ли Каас, Фарес Фарес, Пол Сверре Валхейм Хаген

Похожие фильмы:

  • «Мистериум. Начало» (2013)
  • «Убийцы фазана» (2014)

Мистериум. Тьма в бутылке 

«Тьма в бутылке» – это третий фильм в линейке историй о Департаменте Q. Детективы Карл Мерк и Асад вытаскивают из пыльных архивов на свет божий нераспутанные дела и пытаются докопаться до истины. На этот раз, в качестве привета из прошлого, к ним в руки попадает бутылка с письмом семилетней давности. Текст размыт и написан по-детски, с ошибками, но с мольбой о помощи. Проблема лишь в том, что за последние лет десять официально о пропаже детей заявляли всего два раза, и шумиха тогда была нешуточная.

На фоне желто-зеленых полей Датского королевства детективы начинают расследование. Практически сразу им удается выйти на нужный след. Что само по себе немного странно, учитывая всю необычность дела и серьезный срок давности. Дети пропадают из религиозных семей, но по какой-то причине Свидетели Иеговы не спешат заявлять о пропаже. Даже более того, отказываются вообще говорить на эту тему, врут и лезут в драку. Испачкав пиджак в дорожной пыли, Карлу все же удается заручиться доверием родителей, чьи сын и дочь пропали накануне.

Вам звонил похититель? И какой голос у него был, молодой, старый?

Нет, вы не поняли. Мы знаем его.

То есть, вы знаете похитителя?

Да. В эти выходные он ужинал с нами и сидел на вашем месте.

Мистериум. Тьма в бутылке 

«Тьма в бутылке» это не классический детектив, где нам вместе с героями нужно вычислить злодея, с пристрастием всматриваясь в каждое новое лицо на экране. Похитителя нам покажут при первой возможности. И вы сразу поймете, что это он. Да, он чертовски похож на молодого Эдварда Нортона. Открытыми долгое время останутся вопросы, что он делает с детьми и почему он это делает. В свое время мы получим все ответы. Собака, как всегда, зарыта в детстве, в семье.

Первые фильмы «Мистериум. Начало» и «Убийцы фазана» снимал Миккель Нергор – «Тьма в бутылке» нам досталась от Ганса Петтера Моланда. Смена режиссера никак не повлияла на фабулу и общую атмосферу картины, как если бы Нергор и Моланд были братьями и видели жизнь в одинаковых бледно-синих картинках. Если две первые истории пришлись вам по душе, то и третья не должна разочаровать. Тем более, что главная удача франшизы – это актерский тандем Николая Ли Кааса и Фареса Фареса (да, у этого парня и имя, и фамилия идентичны). Мы привыкли к крутым, самоуверенным героям. Здоровяки с каменными лицами и пушкой на ремне всегда знают, что делать, чтобы всех спасти. На фоне рушащихся зданий, взрывов и перестрелок их внутренний мир не кажется таким важным и стоящим внимания. В этом фильме все наоборот. Главные герои действительно серьезные парни, и пушки у них есть, но тонкая натура как гейзер из-под земли пробивается наружу сквозь густую черную бороду и жесткую кожу. Особенно это относится к Карлу. Первую часть фильма его лицо не выражает никаких эмоций. Кажется, что он пришел на работу с великого бодуна и думает: «А что здесь вообще происходит, а?» Все вокруг шепчутся о его тягостном состоянии, при этом, не поясняя, чем оно вызвано. Но как бы нелепо не выглядела его физиономия, детектив Мерк переживает трагедию детей и их семей. Глубоко и по-настоящему. Актеры не просто говорят: «Мы сочувствуем вам, мы вас понимаем» и все в таком духе. Они действительно сочувствуют и понимают. За каждое неверное решение Карл расплачивается собственными нервами, и дрожь в его руках к концу фильма достигает немыслимой амплитуды. А Асад? С его внешностью по старушке Европе спокойно не пройти: останавливали бы на каждом углу для проверки. Но в фильме персонаж Фареса излучает доброжелательность. Ему веришь, ему доверяешь.

Мистериум. Тьма в бутылке

Можно сказать, что Карл и Асад – отщепенцы. Да, действительно, они сидят где-то в подвале, роются в пыльных бумагах. Сам отдел когда-то создавался не из насущной необходимости, а скорее как последний шанс для них. Такие моменты есть во многих фильмах, и, как правило, коллеги не воспринимают главных героев всерьез. Вспомните хотя бы агента Малдера из «Секретных материалов». Но для Департамента Q все меняется в лучшую сторону. Их не считают клоунами или бездельниками. Им помогают. Когда появляются первые зацепки и шанс поймать убийцу, в бой бросаются все, кто может.

Наблюдение: если полицейская операция начинается в середине фильма, все пойдет не по плану. Так оказалось и в нашем случае. Казалось бы, все ходы просчитаны, убийце не скрыться. Карлу удается ранить киднеппера, но не более того. В результате маньяк делает ответный шаг. И вот здесь главный злодей превращается чуть ли не в супермена. Подтверждением тому эпизод в больнице, где лежит отец семейства.

В фильме поднимается тема веры и религии. В одной точке пересекается атеизм (Карл), ислам (Асад), христианство (дети и их родители) и сатанизм (убийца). У каждого свои доводы. Оказавшись в одном месте с еле живыми детьми, Карл открывает себя заново, перерождается. Суровая нордическая внешность буквально тает на глазах, когда маньяк грозится убить детей.

Сейчас ты увидишь то, что пошатнет твою веру.

Зря теряешь время. Я не верю в Бога.

Конечно, веришь. Ты борешься за незнакомых, чужих людей.

Мистериум. Тьма в бутылке 

После неспешного повествования и живописных статичных пейзажей финальные сцены могут показаться какими-то торопливыми. Но, тем не менее, они до краев наполнены драматизмом, и смотрятся на одном дыхании. Есть пара нюансов, которые заставят поворчать придирчивого зрителя и родят в его мозгу несколько вопросов по существу. Но, видимо, Моланд посчитал излишним уделять внимание каждой мелочи, сосредоточившись на эмоциональном состоянии героев.

Подводя итог, хочется сравнить фильмы о Департаменте Q с натянутой струной. Первый лад. Второй. Вот уже третий. Может быть, гитара и не до конца настроена, но эти звуки определенно берут за душу. Хочется надеяться, что впереди длинный гриф и много-много остановок.

На смену американским «крепким орешкам» пришли суровые европейские парни, которые умеют чувствовать.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх