DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Танино детство

Замыкание

Россия, 2021

Жанр: триллер

Режиссер: Татьяна Эверстова

Сценарий: Татьяна Эверстова

В ролях: Юлия Мярина, Нюргуяна Шадрина, Василий Борисов, Саина Сергучева, Милана Мигалкина, Софья Баранова, Мария Сивцева, Анатолий Иванов

Похожие фильмы:

  • «Его дочь» (2016)
  • «Что гложет Гилберта Грейпа» (1993)
  • «Джо» (2013)

Для человека, по минимуму интересующегося киноиндустрией, не так уж и очевидно, что кино снимают не только в американском Голливуде. Чуть более продвинутые ценители «важнейшего из искусств» смогут назвать еще азиатский кинематограф, а отдельные индивиды даже разделят его на китайский, японский и южно-корейский. Старожилам на ум придет что-то из европейских регионов – французские драмы, итальянские комедии и немецкий эдалт-онли. А наиболее махровые динозавры пронесут сквозь века мудрость индийского Болливуда. Ах да, есть еще отечественное творчество, с которым изысканные интернет-пользователи знакомы по большей части через призму некоего комедианта.

Киноманам со стажем, наверное, тяжело понять: как для кого-то может быть открытием, что фильмы делают повсеместно, по всему миру. Даже в России производимая продукция не ограничивается распиаренными поделками нескольких ведущих телеканалов и их фронтменов. К примеру, территориально соседняя Украина может похвастаться не только вкладом действующего президента в фильмографию обеих стран, но и жанровыми картинами, вроде хоррора про псоглавцев «Синевир» (не самый удачный пример, но самый громкий кассовый провал). А ведь жанр ужасов не так прост в производстве и любим зрителями, как комедия или мелодрама. В дальнейшем опыт украинских специалистов пригодился на съемках совместного с Казахстаном «Каракоза», известного также как «Страшные истории для рассказа у костра». И это лишь часть примеров из того, что приходит на ум первым.

Теперь подтянулась Якутия. Крупнейший по площади субъект Российской Федерации и самая большая административно-территориальная единица в мире, превосходящая по площади Аргентину (восьмое, между прочим, государство в мире по площади). При этом плотность населения здесь невероятно маленькая – в республике проживает меньше миллиона человек, принадлежащих к различным малым народностям. В десятые годы XXI века здесь начался расцвет местной киноиндустрии, так называемого «Сахавуда» (официальное название Якутии – Республика Саха), что, в итоге, привело к созданию обозреваемого фильма.

«Замыкание» рассказывает о девочке Тане из небольшого якутского села. Она учится в десятом классе, готовится закончить школу и уехать после выпускного «поступать в город». Время действия – 1982 год, поэтому удивляться выпускнице-десятикласснице не стоит. Жизнь Тани состоит из прилежной учебы, долгих прогулок по сельским улочкам, играм с местной детворой и мечтам о большой и чистой любви, а также о светлом будущем – для себя, своей мамы и младших сестренок. Омрачает последние весенние деньки только алкоголик отчим – систематическое пьянство доводит его до потери морального облика, буйства, избиения жены и угроз убить ее и приемную дочь. Доведенная до отчаяния после очередного приступа агрессии Таня решается на радикальные меры – девочка планирует убить отчима.

Чтобы лишний раз не плодить ненужную интригу, с ходу следует отметить два момента: во-первых, никакой это не триллер, а максимум семейная драма, а во-вторых – лента насквозь женская. Оба фактора тесно связаны, так как из второго вытекает первое. Как именно – необходимо пояснить поподробнее.

Синопсис худо-бедно наводит на мысль о некоем психологическом триллере: череда неприятных и мерзких эпизодов накладывается на психику подростка, чтобы в определенный – переломный, – момент та треснула, надломилась и привела к закономерному трагическому итогу. Чтобы реализовать данную задачу, следует методично и планомерно демонстрировать зрителю те самые «эпизоды» – пьянки, ругань, рукоприкладство, грязь, бардак, угрозы и последствия всего этого. Для контраста можно использовать спокойные дни – школу, прогулки с друзьями, беззаботное детство. Конфликт стоит постепенно накручивать, сжимать как пружину, чтобы достичь кульминации.

Что происходит вместо этого? Слова. Много слов. Разговоры, разговоры. Авторский монолог за кадром прямым текстом. Девочка Таня рассуждает обо всем, что с ней происходит: о доме, семье, маме, бабушке с дедушкой, дружбе с ребятами, о соседе по парте, о злом отчиме, делится своими мечтами и планами на будущее. Точнее всего описать происходящее так: пересказ кем-то интересного рассказа. Но это не сам рассказ, это выжимка основных элементов без художественной ценности. Богатство аудиовизуальных средств кинематографа не используется совершенно. Да что там кино – банальная драматургия хромает на обе ноги. Плохого отчима толком не показывают – вместо наглядной демонстрации его скотской натуры есть только слова героини о том, какой он плохой и как житья им не дает.

Такой прием – давить на эмоции, – свойственен мелодрамам, чья целевая аудитория – склонные к эмпатии и чрезмерной чувствительности женщины. Во главу угла ставится именно что эмоциональная, чувственная сторона – зрителю не предлагаю посмотреть историю от начала и до конца, проникнувшись по ходу настроениями и сопереживаниями. С экрана сразу кидают готовую выжимку из эмоций – и полтора часа разжевывают по одному кругу одну и ту же жвачку. Это не хорошо, не плохо, просто это факт: сей опус рассчитан на любителей сопливых слезодавильных мелодрам, а не на ценителей жестких психологических драм и триллеров. Впрочем, этого стоило ожидать от предположительно автобиографической ленты: для сценаристки и режиссера Татьяны Эверстовой это своеобразный трибьют собственной жизни и эдакая исповедь, начатая еще в фильме «Его дочь», сиквелом которого является «Замыкание».

С другой стороны, с технической стороны у картины все если не в порядке, то выше среднего по палате. Так что отечественные киноманы вправе возлагать на якутский «Сахавуд» определенные ожидания, благо предпосылки для этого имеются.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)