Без надежды на искупление / Beyond Redemption (роман)
Автор: Майкл Флетчер
Жанр: темное фэнтези
Издательство: АСТ
Серия: Шедевры фэнтези
Год издания: 2018 (в оригинале — 2015)
Похожие произведения:
Служители секты геборене выращивают в лаборатории, как морскую свинку, нового бога для своей религии, ибо старые боги обезумели и сгинули где-то за границами действия романа Майкла Флетчера «Без надежды на искупление». Бога идеального и обязанного служить им после вознесения (смерти). Благие и не совсем намерения идут лесом, когда Бога-свинку похищает троица жадных ублюдков: старый больной разбойник Бедект, лучший фехтовальщик в мире Вихтих и воровка Штелен.
Вера определяет реальность. А реальность в романе Флетчера — психиатрическая лечебница, где место врачей заняли больные, а люди нормальные заперты в камерах с белыми мягкими стенами. «Маги» (гайстескранкен) черпают силы из безумия, подстраивая окружающий мир под собственный бред: чем сильнее помешательство, тем могущественней «маг». Флетчер не стал насиловать лукавого, привычных оборотней и зомби обозвал на немецкий лад, мифологию спарил с психоанализом, а диагнозам позволил определять способности «магов». Вендигаст пожирают человеческую плоть. Гефаргайсты (социопаты) стремятся к осуществлению своих целей, не обращая внимания на средства. Хассебранды (пироманы) владеют «магией» огня. В конце романа дается словарь-справочник на случай, если читатель запутается в названиях и способностях. Каждая глава предваряется эпиграфом-выдержкой из трудов философов выдуманного Флетчером мира, в которые иногда вклиниваются цитаты из знакомой реальности, не разрывая полотно повествования, но намекая, что мир романа тесно связан с нашим. Может быть, наша жизнь — лишь иллюзия галлюцинирена, которому снится, что он читает книгу, рассказывающую о шоу «Голос», санкциях и прочей суете? Уделив достаточно внимания философии, больным и их болезням, автор почти не прорисовал мир. Есть города-полисы с набросанными штрихами системами правления и едва обозначенные поля, луга, леса вокруг них. Минимализм в описаниях не касается самих населенных пунктов — Флетчер смачно живописует грязь, нищету и безнадегу.
Любопытная задумка не искупает того, что роману не хватает масштабности и безумия. Миром Флетчера правят сумасшедшие, способные подчинять себе реальность, однако помешательство в книге слишком рационально, подчинено сюжету и логике повествования. По мере чтения не покидает чувство, что можно было пойти намного дальше, не ограничиваясь положительными изменениями реальности или превращением героев в живых мертвецов. В некоторой степени книга напоминает фильм «Начало» Кристофера Нолана, пытавшегося втиснуть иррациональность сновидения в рамки урбанистического сюрреализма. Немного грустно оттого, что чистое безумие так и не разрушило кривые декорации средневекового фэнтези Толкиена. Не прорвалось сквозь необходимость двигать историю. Не отпечаталось в мозгу читателя рисунками пациентов психиатрической лечебницы, смешением цветов и форм, лишенными здравого смысла. Нереализованной осталась и задумка с послесмертием, где убитые должны служить своим убийцам. То, что можно было обратить в твисты и драму, вылилось в бесцельные блуждания по выцветшему миру, замершему в предчувствии лангольеров или древнегреческих героев.
Герои романа — все как один эгоистичные ублюдки, которые не удосужатся помочиться на подожженного хассебрандом соседа. Типажи Аберкромби, доведенные до абсурда. Автор ярко и подробно описывает зацикленность каждого персонажа на собственном «Я», заставляя читателя окунаться в чан с психованными тараканами, выискивая причины безумия в детстве и окружающем мире. Каждый из героев заперт в сундуке с пыльными тряпичными куклами, с которыми только и может поговорить по душам, оставаясь закрытым для внешнего мира и перемен. Персонажи Флетчера застыли и не могут меняться, события развиваются, подчиняя их себе, а не наоборот. Будто наметив в блокноте определенные черты, автор залил героев эпоксидной смолой. Даже смерть не может заставить пересмотреть взгляды и наметить новые цели, выходящие за рамки навязанного автором бытия. В итоге книга получилась увлекательной, но пресной. Ее написал человек, не способный выйти за стены, возведенные рассудком. Конечно, темное фэнтези — не боллитра, и ждать от приключенческого романа взгляда из-за прутьев гнезда кукушки не стоит, но легкое чувство неудовлетворенности после прочтения все же остается.
Комментариев: 0 RSS