DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Вечера на хуторе близ Финского залива

Ноябрь / November

Эстония, Нидерланды, Польша, 2017

Жанр: фэнтези, драма, комедия

Режиссер: Райнер Сарнет

Сценарий: Райнер Сарнет, Андрус Кивиряхк

В ролях: Реа Лест, Йорген Лиик, Арво Кукумяги, Катариина Унт

Похожие фильмы:

  • «Вечера на хуторе близь Диканьки» (1962)
  • «Сатанинское танго» (1994)
  • «Мешок без дна» (2017)

Страшно представить, что бы могло получиться, если бы Ян Шванкмайер решил экранизировать гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», а в соавторы адаптированного сценария пригласил бы Белу Тарра. Тем не менее именно такое сравнение будет наиболее точным при попытке описать, что из себя представляет прошлогодний триумфатор Минского международного кинофестиваля «Листопад», эстонская черно-белая сказка «Ноябрь».

На дворе XVIII–XIX век. В затерянной чухонской деревушке, серьезно пострадавшей от серии эпидемий чумы, происходят странные вещи: сотворенный из земледельческих инструментов кратт (в эстонском фольклоре – неодушевленное существо, выполняющее функции помощника своего создателя – прим. авт.) ворует корову и требует дать ему побольше заданий, мертвые приходят проведать живых и съесть их хлеб, а один из крестьян, надеясь приворожить служанку из усадьбы барона, готовит ей в подарок хлеб из пота и фекалий. Все это происходит на фоне мелодраматического сюжета о том, как сосватанная за собутыльника отца Лина влюбляется в своего друга детства Ханса, который, в свою очередь, воспылал чувствами к недоступной молодой баронессе, страдающей от лунатизма.

«Ноябрь» вовсе не экранизация сборника фольклорных сказок или повести какого-нибудь представителя прибалтийского романтизма, как можно подумать во время просмотра, а адаптация романа современного эстонского писателя и драматурга Андруса Кивиряхка, написанного в 2000 году. Райнер Сарнет, взявший на себя тяжкий крест перевода текста на язык кинематографа, столкнулся с множеством проблем, главной из которых стала невозможность для иностранного зрителя понять, как ему относиться к увиденному на экране. С одной стороны, Кивиряхк, а вслед за ним и Сарнет, заигрывают с эстонским фольклором и настоящей историей своей страны, с другой – произведение не лишено авторской выдумки, только провести грань между ней и народными поверьями человеку, незнакомому с последними, просто невозможно. Нельзя не заметить, что к изображенному на экране сами создатели относятся то с юмором, то с иронией, и хотя «Ноябрь» – история трагичная, наполненная несчастной любовью, тяжелой жизнью народа под гнетом иноземных правителей и насаждением чуждой культуры и религии, плакать над ней совсем не хочется.

Черно-белый, покрытый грязью и наполненный местными големами мир «Ноября» вполне можно назвать густонаселенным. В нем находится место не только для незадачливых влюбленных, но и еще для более чем десятка персонажей. Вот только магистральная сюжетная линия, связанная с Линой и Хансом, вовсе не в силах скрепить собой набор разрозненных историй, а потому герои фильма практически не запоминаются, а побочные линии так и остаются в сознании зрителя ненужными отростками, которые, конечно, добавили картине колорита, но так и не сложились в единое целое.

Рассмотреть «Ноябрь» с точки зрения смысловой составляющей можно двумя прямо противоположными образами. С одной стороны, фильм явно содержит в себе намеки на эстонский национализм и антиклерикализм по отношению к христианской церкви: его герои неоднократно негативно высказываются в адрес соседей-латышей или немецкоязычных баронов, владеющих землями, а значит и теми, кто на них живет, говоря о собственной нации как о чем-то почти идеальном, а потому не заинтересованном в проводнике навстречу европейской культуре и цивилизации. С другой – грязные глупые полуязычники-эстонцы, ходящие за советами к колдунам и ведьмам, крадущие все, что плохо лежит, разговаривающие со снеговиками и верящие, что если на голову надеть штаны, то чума, воплощенная в образе белой козочки, обойдет их стороной, это уж точно не пример для подражания. Фактически в «Ноябре» нет ни одного стопроцентно положительного персонажа. Все герои, вне зависимости от их национальности, пола, возраста и социальной принадлежности, порочны, эгоистичны и не отличаются умом и сообразительностью. Они живут инстинктами, не задумываются о последствиях и не знают полумер.

Синефилов «Ноябрь» может подкупить как своей атмосферностью и самобытностью, так и прекрасной визуальной частью: фильм по-настоящему красив, но картинка в данном случае не затмевает собой сюжетную или смысловую составляющую, как это порой бывает в фестивальном кино, а прекрасно дополняет ее. Любителям европейского кино, как говорится, must see.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)