DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Война клонов

Они клонировали Тайрона / They Cloned Tyrone

США, 2023

Жанр: фантастика, комедия, детектив

Режиссер: Джуэл Тейлор

Сценарий: Тони Реттенмайер, Джуэл Тейлор

В ролях: Джон Бойега, Джейми Фокс, Тейона Парис, Кифер Сазерленд, Дэвид Алан Григ

Похожие фильмы:

  • «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале» (1995)
  • «Белая ворона» (1999)
  • «Пятница» (1995)

Сколь бы упорно ни соревновались в софистике воины социальной справедливости, но отрицать факт чрезмерного засилья либеральной повесточки в развлекательной индустрии попросту глупо. С упорством, достойным лучшего применения, экраны раз за разом штурмуют очередные «сильные и независимые», нетрадиционно-сексуальные и расово-разнообразные (но только в нужной цветовой гамме). Настырная передозировка оных периодически вызывает плохо прикрытое раздражение, тем более когда уже устоявшихся персонажей и историю «творчески переосмысливают» в угоду трендам, но вопреки здравому смыслу. Из относительно свежего — провалившаяся в прокате «Русалочка», создатели которой задолго до этого вынуждены были выступать с превентивными обвинениями в адрес расистов, сексистов и прочих «достойных» членов общества.

Носителям прогрессивных идей невдомек, что легкая неприязнь может быть обусловлена не какими-то расистскими взглядами, а топорностью реализации данных видений. Как и всякая плохая пропаганда, повесточка работает грубо и прямолинейно, информационным молотом вбивая в сознание гвоздь нужной идеи. Проработка характеров, психологическая и историческая достоверность и банальный творческий подход при таких исходных скорее вредят, нежели помогают. Если в современном фильме есть женщина, чернокожий мужчина и белый гетеросексуальный мужчина, то даже гадать не нужно, кто из них окажется сильным и независимым, кто сплошь положительным, а кто — мерзкой, гадкой тварью, виновной во всех мыслимых грехах. Конечно, иногда проявляются робкие попытки иронично обыграть данные условности, как, например, в недавней комедии «Потемнело». Но даже там, увы, свойственная синопсису смелость растворяется, как неимпортозамещенная втулка туалетной бумаги в унитазе, — быстро и без следа.

Синопсис «Они клонировали Тайрона» также звучит многообещающе. Посудите сами: наркобарыга Фонтейн рулит районом в гетто, но внезапно погибает от рук конкурентов. На следующий день он как ни в чем не бывало отправляется выбивать долги из крышуемого сутенера, который в шоке от происходящего: вчера он своими глазами видел смерть Фонтейна. Его слова может подтвердить и проститутка Йо-Йо. Попытка разобраться в этой непростой ситуации приводит всю троицу в таинственную подземную лабораторию, расположенную прямо под гетто.

Кажется, что при таких вводных зритель вправе ожидать фантастический триллер. На такую мысль наводят и первые впечатления от фильма: мрачное, угрюмое гетто, где молодежь завлекают всего четыре карьерные перспективы, кем стать юным обитателям «черного раёна»: наркоторговцами, грабителями, ворами, сутенерами/проститутками. Равнение на условный эталон блэксплотейшн усиливает грязная картинка с серыми цветофильтрами и крупным, штучным зерном — совсем как в старые добрые времена. Выглядит, надо признать, выгодно на фоне стерильных поделок и зеленых экранов.

Но все-таки мы имеем дело с Netflix, флагманом инклюзивности и репрезентативности на малых экранах. То, что начинается как брутальный и суровый триллер о непростой жизни маргиналов из гетто, в какой-то момент оборачивается даже не черной (во всех смыслах) комедией, а унылой, скучной, примитивной в своей прямолинейности пропагандистской агиткой. Робкое очарование момента спадает аккурат в тот момент, когда авторы прямым текстом устами одного из персонажей озвучивают набивший оскомину посыл: белые угнетают черных. Опять.

При этом авторы совсем не пытаются в логику. Если внезапно начать разбирать экономические, политические, научно-технические и прочие предпосылки для такого поведения, то ненароком может оказаться, что все не так просто, как кажется. Поэтому, во избежание ненужных вопросов, лучше всего остаться при своих — упрямо повторять одно и то же, настойчиво внедряя мысль о коварстве белых и незавидной участи черных.

А ведь при наличии смелости и некоторой интеллектуальной подкованности вполне могла бы получиться острая политическая сатира. Власть имущие управляют массами? Да не вопрос, вот Илон Маск недавно вскрыл переписки, доказывающие продвижение трендов в Twitter. Средства массовой информации манипулируют общественным мнением, однобоко подавая информацию. Потомственные миллиардеры, сформировав за пару столетий новую аристократию, стравливают друг с другом различные классы, искусственно раздувая то самое социальное неравенство.

Более того – актерский состав фильма можно только похвалить. Джон Бойега крайне органичен в главной роли, которая идет ему куда больше, чем образ штурмовика-уборщика из сиквельной трилогии «Звездных войн». Джейми Фокс на подтанцовке светит харизмой. А Кифер Сазерленд вообще выдает отчасти пародию на свой же образ из «Темного города» (хотя вряд ли он сам или создатели фильма задумывались над невольным парафразом).

Как тут не вспомнить фильм «Прочь», который с момента выхода шесть лет назад остается недосягаемым эталоном жанра? Причем как в плане сатиры, так и в плане прямолинейного жанрового кино, но при этом с интересными и оригинальными находками, которые выделяют его на фоне десятков подобных поделок. У «Они клонировали Тайрона» были все шансы пойти по тому же пути – небесталанная режиссура, безумная идея (годящаяся и для прямолинейного триллера, и для постмодернистской комедии), крепкий актерский состав. Однако необходимость – или желание, кто уж тут разберет? – прямым текстом отбить все необходимые смысловые галочки нивелирует интересный концепт до очередного конвейерного продукта, который высоко оценивают критики (средний балл «Тайрона», по их мнению, в районе 95 по 100-балльной шкале), но при этом не находит резонанса у обычных зрителей. Посетители «Кинопоиска» и IMDB дают картине 6/10 – и, пожалуй, эта оценка куда адекватнее отражает истинные достоинства сего произведения.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)