ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Индия — страна многих языков, народов и религий, с ее тысячами богов и демонов, породила множество странных, сложных, а порой и пугающих культов. Многие слышали о тхагах — тайном обществе душителей, убивающих людей во славу богини Кали. Куда меньше людей за пределами Индии, знают о не столь известных, но не менее жестоких культах, бытовавших в различных регионах Индостана с незапамятных времен. С этими культами с переменным успехом боролись мусульманские властители и британские колонизаторы, но и по сей день в глухих уголках Индии слышатся отголоски древних жестоких времен. Один из таких темных культов посвящен У Тхлену — злому богу или дьяволу в обличье змеи у народа кхаси.

Кхаси — небольшой народ, обитающий на северо-востоке Индии, преимущественно в штате Мегхалая, возле города Сохра или Черрапунджи, из-за частых дождей известного как самое мокрое место на планете. По языку и расе кхаси отличаются от большинства населения Индии — это южные монголоиды, родственные скорее кхмерам или вьетнамцам, чем индусам. Религиозные воззрения кхаси тоже отличаются от остальной Индии — многие кхаси христиане, другие исповедуют традиционные верования, включавшие в прошлом жестокие обряды, каннибализм и человеческие жертвоприношения. Легенда об У Тхлене — одно из характерных проявлений этой культуры.

Согласно поверьям кхаси У Тхлен был сыном Ка Кма Кхарай, дочери верховного бога У Мавлонг Сиема. Она любила одного из богов, но отец строго-настрого запретил неравный брак. Разозлившаяся богиня, умевшая менять облик, принялась тайком сходиться с разными демонами и в итоге забеременела. Боясь гнева отца, Ка Кма Кхарай сбежала под защиту своего дяди — повелителя драконов. В глубокой пещере она родила сына с обличьем змеи и повадками вампира, жаждущего человеческой крови. В отличие от матери, У Тхлен не мог менять обличье, но зато мог вырастать из существа размером с дождевого червя в монстра, способного проглотить человека целиком. Со временем чудовище поселилось в одной из пещер, где хватало и пожирало всех, кто проходил мимо. Боги не стали вмешиваться, лишь ограничив число людей, пожираемых монстром: если мимо его пещеры проезжали двое человек, он мог сожрать только одного, а второго был обязан отпустить, если десять — пять съесть, пять отпустить. Так или иначе, местным сельчанам этот террор надоел. Они договорились с одним из местных божков, по имени Свиднох, чтобы тот, пользуясь тем, что У Тхлен обленился и с неохотой выбирался из пещеры, стал скармливать змею коз и свиней. Чудовище глотало скот не глядя: раскрывая пасть и глотая свою дань. При этом У Тхлен считал, что ест людей. Со временем чудовище привыкло к такой кормежке и уже без колебаний раскрывало пасть, заслышав голос у входа. Затем селянам надоело и это: монстр требовал все новых жертв, и местные жители могли остаться без скота. Они вновь обратились к богу-помощнику. И вот, в один прекрасный день, демон, заслышав знакомый голос, привычно раскрыл пасть, но вместо очередной жертвы проглотил кусок раскаленного железа.

После смерти У Тхлена кхаси, чтобы демон не возродился вновь, решили зажарить его и съесть, раздав по куску мяса каждому из жителей деревни. Однако был один молодой человек, который не мог присутствовать на празднике избавления от монстра. Его мать, опасаясь, что из-за того, что ее сын не съел свою часть, на всю семью падет проклятье, тайком спрятала кусок мяса в складки платья, чтобы принести домой. Дома женщина положила мясо в закрытый сосуд и стала ждать сына. Тот пришел домой расстроенным, рассказав, что потерял деньги, составлявшие чуть ли не все сбережения семьи. Он счел это признаком проклятья, павшего из-за пренебрежения праздником, но повеселел, когда мать рассказала ему, что тайком принесла ему мяса У Тхлена. Рассчитывая поправить свои дела, сын с матерью открыли сосуд, но там вместо мяса была только крошечная живая змейка. Мать с сыном хотели убить ее, но У Тхлен вдруг заговорил с ними, умоляя пощадить его. Он обещал вернуть семье благополучие и достаток, если они будут его укрывать от остальных селян. Соблазн был велик, и У Тхлен остался жить. Со временем он вырос, окреп и потребовал человеческих жертв. Когда женщина и ее сын начали возражать, он наслал на семью болезнь: один за другим домочадцы стали чахнуть и слабеть и, чтобы спасти их от смерти, невольные спасители демона принялись убивать односельчан. Постепенно У Тхлен обрел таким же образом и власть над другими семьями. Что было еще хуже — демон размножился на множество новых змеев, требовавших от людей человеческих жертв в обмен на богатство.

И, как показала история, желающих обрести достаток таким путем оказалось немало.

Люди, исповедующие культ У Тхлена, зовутся «Нонгри Тхлен» (Хранители Тхлена). Они нанимают специальных убийц, которых зовут «нонгшохнох» — местный аналог тхагов. Для убийства те не могут использовать железное оружие — потому что У Тхлен был убит железом, — только дубинки. Само именование «нонгшохнох» в переводе означает «тот, кто ударяет». Кроме дубинки убийце требуются серебряные ножницы, ланцет из серебра и небольшой бамбуковый цилиндр. Перед убийством нонгшохгох выпивает специальное питье, которое должно придать ему храбрости и помочь выбрать жертву. Найдя подходящего, на его взгляд, человека, нонгшохнох бросает ему в глаза ритуальную смесь риса с куркумой. На время ошеломив жертву, убийца избивает его дубинкой до смерти, после чего серебряными ножницами срезает мочки ушей, брови, губы, а также вырывает ногти с рук и ног. Серебряным ланцетом он прокалывает ноздри трупа, а в цилиндр набирает немного крови. После этого убийца возвращается в дом «Хранителей», где уже все готово к ритуалу вызова У Тхлена. На лежащей посреди пола медной пластине раскладывается все, что нонгшохнох срезал с трупа, после чего поклонники культа бьют в барабан, взывая к демону-змею: «Отец (или дядя), выходи к нам! Вот пища для тебя, мы сделали все, чтобы удовлетворить тебя! Теперь дай нам благословение твое, чтобы мы могли достичь здоровья и благополучия». Согласно поверьям, вскоре У Тхлен приходит и ждет, пока на пластине не появится дух убитого, после чего медленно пожирает его.

Культ демона-змея имеет давнюю историю: еще в XIX веке британские исследователи отмечали дикий страх кхаси перед семьями, которых считали служителями Тхлена. Отмечалось, что многие кхаси опасались выходить ночью, боясь быть атакованным нонгшохнохом. Считалось, что тот, кто пользуется услугами У Тхлена, оказывается в зависимости от него: единственным способом избавиться от демона является отказ от всего нажитого имущества, даже от одежды.

Среди легенд об У Тхлене есть и рассказ о мусульманине, женившемся на девушке из кхаси. В ходе семейной жизни он узнал, что его теща хранила в доме, что он назвал «бхут» (дьявол). Он много раз просил, чтобы его жена показала ему этого дьявола, но девушка каждый раз отказывалась. Но, затем он все же уговорил ее, дав обещание никому не рассказывать о нем. После этого супруга отвела его в угол дома и показала небольшую коробку, в которой лежала крошечная змея толщиной немногим больше волоса. Девушка-кхаси простерла руки над рептилией, и та вдруг начала расти, пока не превратилась в огромную кобру с распахнутым капюшоном. Испуганный муж стал просить жену, чтобы она загнала демона обратно и та, вновь простерев руки, уменьшила демона до прежних размеров.

Легенды о культе Тхлен тесно переплетаются с местным устройством общества. Дело в том, что у кхаси сильнее, чем у других племен региона, получила выражение имущественная дифференциация, в куплю-продажу была вовлечена даже родовая земля, и большая ее часть оказалась в руках отдельных семей. Соответственно считается, что У Тхлена почитают как раз внутри данных семей, разбогатевших именно благодаря помощи демона-змея. Тут встречаются любопытные переклички с образом «змея-деньгоносца» — популярного сюжета в фольклоре многих народов, в том числе русского. Согласно этим поверьям, змей приманивается или выращивается из куриного яйца-болтуна, после чего становится духом-хранителем дома, приносящем богатство в обмен на угощение. Иногда такой змей представляется с крыльями, иногда — с петушиным гребнем. На внезапно разбогатевшего человека часто смотрели косо, подозревая его в том, что он имеет дело с такой змеей, то есть является колдуном. Возможно, в прошлом подобные поверья приобретали форму определенной религиозной практики, схожей с той, что практиковалась в холмах кхаси.

У образованных, «городских» кхаси, равно как и ученых-этнографов нет общего мнения о том, существует ли данный культ в реальности или это всего лишь суеверие, наподобие веры в ведьм. Однако многие деревенские жители, как и некоторые священнослужители, не сомневаются в реальности как У Тхлена, так и его почитателей. Тем более что ритуальные убийства в честь самых разных божеств с давних пор совершались в этом регионе. Еще в 2011 году газета Hindustan Times сообщила о двух сотрудниках пограничной службы (BSF), задержанных по подозрению в человеческом жертвоприношении семилетнего мальчика. Убитый был найден в холмах, недалеко от штаба погранслужбы, причем на его теле были многочисленные травмы, свидетельствующие о ритуальном характере убийства. И по сей день в Мегхалае случаются случаи самосуда над людьми, подозреваемыми в жертвоприношениях У Тхлену, ходят упорные слухи и о странных убийствах, после которых на теле жертвы отсуствуют ногти. А значит, уверены местные, демон-змей не оставил эту землю.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх