DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

За пределами мироздания

Исполнитель: Enslaved

Название альбома: Utgard

Жанр: Viking Black Metal, Progressive Metal

Страна: Норвегия

Лейбл: Nuclear Blast

Дата выхода: 2 октября 2020

Отважные норвежцы Enslaved продолжают свои умопомрачительные и столь же удивительные музыкальные эксперименты, все дальше уплывая от родных берегов и все глубже погружаясь в неизведанные измерения разума. В своем пятнадцатом студийном альбоме они предлагают всем желающим увидеть — или, вернее, прочувствовать — сюрреалистические ландшафты Утгарда, незримого мира, который существует параллельно Мидгарду, миру людей, и Ётунхейму, миру великанов-ётунов. При этом он не подчиняется мировому порядку и живет по собственным законам. Здесь даже асы не имеют власти, а корни мирового ясеня Иггдрасиля не достигают его пределов. Проникнуть сюда могут лишь избранные, желающие пройти испытание.

За свою тридцатилетнюю карьеру, в течение которой группа претерпевала последовательные метаморфозы от канонов трушного норвежского блэка до более прогрессивных ипостасей, Enslaved достигли статуса настоящих демиургов. Собственным примером они доказали: музыка будущего — а вернее, метал будущего — развивается уже здесь и сейчас — и не где-нибудь, а именно в Скандинавии. Вспомним тех же Ulver, Mitochondrial Sun или совместное творчество Ивара Бьёрссона (Enslaved) и Эйнара Селвика (Wardruna). Разумеется, это утверждение можно оспорить, но мало кто сможет опровергнуть тот факт, что Enslaved никогда не стремились потакать вкусам избалованной публики. Группа находится в постоянном поиске, и их творчество от альбома к альбому становится все более безграничным.

Об этом как нельзя лучше свидетельствует их новое творение. В отличие от предыдущего альбома, в «Utgard» музыканты решили больше придерживаться традиционной викинг-блэковой основы, но в то же время стали еще более прогрессивными и непредсказуемыми. На первый взгляд структура композиций может напомнить причудливую мозаику, собранную из совершенно разрозненных фрагментов, которые в итоге сливаются в удивительно гармоничное полотно, пусть и непривычное глазу простого смертного. Но не стоит забывать, что законы нашего мира в Утгарде совершенно бессильны.

Элементы вышеупомянутого викинг-метала, блэка и даже дэта, обилие перкуссий (в числе которых металлофон, рототом и колокола), клавишных, электронных синтезаторов, пианино, щедрые вливания пост-рока и «винтажного» индастриала a-la Kraftwerk, осторожные заигрывания с семидесятническим психоделическим роком — все это в совокупности породило невиданно плотную атмосферу «нездешнего» измерения. Здесь царят полная безграничность и обманчивая пустота, ярость может обернуться блаженным умиротворением, а свет — тьмой.

Многообразие вокальных партий представлено хоровыми мужскими песнопениями, строгим ведущим скримом Грютле Кьеллсона, безмятежными клин-войсами клавишника Хакона Винье и нового барабанщика группы Ивера Сандоя, женским бэк-вокалом. Вкупе с мелодичными соло, меланхолическими партиями акустики и объемными клавишными аранжировками голоса словно протягивают мост между экстремально-архаичным прошлым группы и модерновыми зефирными горизонтами. Созерцательная лирика, где часто чередуются английский и норвежский языки, а также цитируются «Речи Гримнира» и «Речи Высокого» из «Старшей Эдды», добавляет работе особый возвышенный слог и мифологичность повествования.

Непосвященным в творчество Enslaved «Utgard» на первых порах может показаться слишком уж атональным, а его многослойность и резкость переходов способны сбить с толку. Однако норвежцы давно уже дали понять: их творчество предназначено далеко не для всех. Новая работа — очередной разрыв шаблонов, но вместе с тем ей присущи смелый художественный авангардизм и чувство меры, которые отличают по-настоящему профессиональных музыкантов. Все композиции, несмотря на почти импровизационную основу, звучат весьма органично, проработаны с нужной тщательностью и аранжированы с большим вкусом. Музыкантам оказалось достаточно и сорока с небольшим минут, чтобы создать целый мир, поглощающий гостя без остатка.

Вне предубеждений, вне модных веяний и мировых событий Enslaved продолжают эволюционировать, творить и познавать миры — далекие, словно сновидения. Их прогресс все дальше уводит группу от металлических корней к эфемерным областям, которые в свое время открыли для себя Pink Floyd. Но, определенно, у норвежцев собственный путь. Да, они многое позаимствовали у прогрессивных рокеров прошлого, но на этом фундаменте они строят удивительные, ни на что не похожие произведения с присущим им неизменным северным колоритом. Возможно, настанет день, когда они без остатка растворятся в эфирных облаках безмятежного спокойствия. Но и тогда их творчество найдет отклик среди тех, кто не побоится проникнуть в потаенные вселенные своего разума.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)