DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Заигрываясь с абстракциями

Метод 15/33 / Method 15/33 (роман)

Автор: Шеннон Кёрк

Жанр: детектив, триллер

Издательство: Клуб семейного досуга

Год издания: 2017 (в оригинале — 2015)

Перевод: Е. Боровая

Похожие произведения:

Книга Шеннон Кёрк «Метод 15/33» вызвала практически единодушное неодобрительное отношение со стороны, по крайней мере, наших, российских читателей. В частности, практически на всех более-менее крупных сайтах и форумах, где пользователи массово оставляют отзывы на книги, средняя оценка «Метода 15/33» — примерно 2,5 по пятибалльной шкале (даже с учетом того, что автор — иностранка, что в сознании наших людей — уже само по себе есть неслабый бонус). Автора упрекают (надо сказать, справедливо) в пошлости, банальности, сюжетных и смысловых нестыковках, в повторении одного и того же сюжета по энному разу и кругу. О чем же, собственно говоря, речь в рассматриваемой книге?

Есть некая девочка Лиза, ей 16 лет, она беременна, она практически ничего не боится (во всяком случае, она способна, словно с помощью некоего выключателя, включать и выключать эмоции любой интенсивности), из-за бесстрашия и кажущегося аутизма ее считают ненормальной, потом ее похищает некий маньяк (как оказывается, вместе с братом-близнецом), потом она, понятное дело, его, дурака, обманывает и сбегает, потом маньяка судят и дают, скорее всего, некий тюремный срок. Все. Дальше — детали и частности, надо сказать, напрочь лишенные какой бы то ни было нагрузки.

Нельзя не отметить, что детали и частности — банальны, причем в сумме своей никак не вписываются ни в какой контекст и в цельную картину не складываются. Маньяк при похищении почему-то хаотично приставляет бедной Лизе дуло пистолета ко всем местам: то к спине, то зачем-то направляет на пупок — при этом, разумеется, и не думает стрелять. Он вообще, как выясняется, не будет обижать девочку — по крайней мере, в повествовании особых ужасов не видно (есть, правда, изрядно надуманная версия самой Лизы, что ее младенец — на продажу — куда-то, кому-то и зачем-то). Сама девочка ведет себя как зомби, хоть и вечно рефлексирует. Силы у нее никуда не деваются, даже в заточении. Маньяк то и дело обзывает Лизу «сукой» (если это буквальный перевод, и одно и то же ругательство встречается едва ли не на одной странице более одного раза, то это весьма печально), не дает выйти из помещения, при этом водит ее по самому помещению, позволяет каким-то посторонним людям ее навещать, весьма вкусно и досыта кормит (бананами, молоком, булочками, ветчиной и прочим). По ходу течения сюжета непонятно, хочет ли вообще Лиза бежать (вроде бы хочет, но лишь бродит по помещению, как умалишенная), в итоге все же сбегает, причем маньяк, если анализировать, не особо-то и против. Мама Лизы (по примеру дочери)  то впадает в ступор, то проявляет ограниченно-мотивированное буйство (в частности, на судебном заседании, когда в отношении маньяка повели себя, как ей вдруг показалось, некорректно). Вот содержание книги и все ее «фишки». Не страшно, кстати говоря — нигде, ни в одном месте, совершенно.

Непроизвольно в голову лезет вопрос: и-и-и что?.. Что такое, с позволения сказать, «творчество» дает читателю, зачем оно, какую нагрузку несет? Не сказать, конечно, что оно легче легкого (легче легкого — это на диване валяться и в потолок плевать), но уж точно на многие порядки легче искусства генерации новых смыслов, новых образов и новых идей, коим занимались и занимаются подлинные классики литературы в общем и хоррор-литературы в частности.

Сюжет и поток образов, которые выданы на-гора в «Методе 15/33» — это на самом деле изрядно избитая банальщина: есть девочка-аутистка (или просто асоциальная либо слегка отрешенная от общества девочка), с ней происходит что-то экстремальное (в данном случае — похищение) — и тогда проявляются ментальные свойства и качества этой девочки. Обязательно, чтобы был секс: люди любят секс и все, что с ним так или иначе связано. Ну, в данном случае имеется уже результат некоего секса, а именно — беременность. Из наиболее значимых творцов в данном ключе — Стивен Кинг (романы «Кэрри» и «Ярость»), остальные — в общем и целом жалкие подобия. Ничего нового в этом смысле «Метод 15/33» вроде бы не привносит (даже прием, так сказать, мудрёного названия — мягко говоря, отнюдь не нов). Зачем оттенять великих и наводнять полки лишней макулатурой — непонятно.

Тот же Стивен Кинг весьма неплохо обыгрывал фрейдизм в тех же романах «Кэрри» и «Ярость» (животные детские страхи, отношения с матерью, все такое), тогда как рассматриваемая книга Шеннон Кёрк — это, скорее всего, пародия на самого Кинга. Пародия на вариации, получается (кстати говоря, явно и отчетливо прослеживается пародия и на «Один дома»)… Что вы предпочтете: натуральные томаты или кетчуп, масло или маргарин? Ответ, кажется, очевиден, но, тем не менее, авторы нимало не стесняются порой подавать нам эрзацы вместо оригиналов. Понятное дело, что эти самые эрзацы никогда не будут востребованы на уровне оригиналов (тем более топовых), но, тем не менее, тоже какое-никакое место на книжных полках…

Обозначившаяся в искусстве тенденция предельной абстрактизации при полном отсутствии смысла и содержания — в конце концов, до добра не доведет (хотя все это, бесспорно, весьма халявно по сути). Если автору совершенно нечего сказать, кроме как в очередной раз выплеснуть на бумагу типовые образы и сюжеты, — тогда зачем ему, этому самому автору, вообще садиться за работу над текстом? Разве что с целью попиариться по отработанной схеме: в данном случае — за счет пережевывания по миллионному разу тем из области фрейдизма. Эдак мы можем скатиться к тому, что все, кому не лень, начнут строчить тексты вообще без сюжета и без смысла — лишь бы в них присутствовали подростковый секс, насилие и совершенно типовые, с точки зрения фрейдизма, галлюцинации. Книжка «Метод 15/33» — ласточка именно этой весны, причем ласточка, к сожалению, уже отнюдь не первая. В этом смысле многие современные авторы хорошо устроились, нечего сказать…

И напоследок… Очень забавно, что в самом начале книжки автор подчеркивает, что не является экспертом в поведенческой психологии, равно как и вообще не является научным экспертом. Это, разумеется, сразу же, с первых слов, добавляет ценность и автору, и его книжке.

В общем, надо бы поосторожнее с молодыми и особо не известными современными авторами. Такая, наверное, мораль.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)