DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Женская визуализация

Кошки-мышки / Cat Person

США, Франция 2023

Жанр: триллер, драма, комедия

Режиссер: Сюзанна Фогель

Сценарий: Мишель Эшфорд, Кристен Рупениан

В ролях: Эмилия Джонс, Николас Браун, Джеральдин Вишванатан, Изабелла Росселлини, Хоуп Дэвис, Кристофер Шайер и другие

Похожие фильмы:

«Стоп-слово» (2023)

В российский прокат вышел черно-комедийный триллер «Кошки-мышки», снятый Сюзанной Фогель. Впервые фильм показали на фестивале «Санденс», где можно увидеть независимое авторское кино самых разных жанров. Многие режиссёры, прежде чем добраться до Канн или «Оскара», представляли свои картины именно там.

Для Сюзанны Фогель «Кошки-мышки» далеко не первая работа: до нее она работала в сериалах («Погоня за жизнью», «Популярна и влюблена», «Бортпроводница», «Утопия» и другие) и сняла одну полнометражную картину («Шпион, который меня кинул»). За основу своего фильма режиссер взяла рассказ «Кошатник» Кристен Рупеньян (оригинальное название досталось и картине, но потерялось в переводе). Он был опубликован в The New Yorker в 2017 году и вызвал среди читателей сильный резонанс. Рассказ обсуждали во всех социальных сетях, о нем говорили, вели споры, из-за него ругались. В общем, как говорится, на следующее утро после публикации автор проснулась знаменитой. «Кошатник» вошел в дебютный сборник Рупеньян «Ты знаешь, что хочешь этого», однако ни один из ее рассказов больше такого ажиотажа не вызвал.

Благодаря Рупеньян фильм Фогель ждали с трепетом, однако премьера вызвала смешанные чувства. Если рассказ – это хорошая зарисовка, оставляющая после себя смутное беспокойство и легкую недосказанность, то фильм имеет четкое завершение, но из жизненной истории неудачного свидания превращается в гиперболизированный черный фарс.

Молодая студентка Марго (Эмилия Джонс) днем изучает кости в институте и следит за муравьиной фермой, а по вечерам подрабатывает в артхаусном кинотеатре, продавая попкорн и лакрицу. Там-то она и знакомится с киноманом Робертом (Николас Браун), который гораздо старше нее. Они обмениваются номерами телефонов, и почти сразу же между ними закручивается роман. Но виртуальный. Они много переписываются, Марго рисует в своем воображении образ Роберта и влюбляется в него. Когда же происходит реальная встреча, мужчина оказывается совсем не таким, каким она его напридумывала. Но Марго все равно занимается с ним сексом, а потом накручивает себя, думая, что Роберт преследует ее, из-за чего и случается все то, что происходит в финале.

Акцентов и в рассказе, и в фильме можно выделить несколько. Первый и, пожалуй, самый главный, — это как часто женщина соглашается на что-то, что ей не хочется делать, только из-за того, что не чувствует себя в безопасности. Секс Марго и Роберта как раз из этой оперы. Она пришла к нему домой, понимая, что не хочет продолжения, но мысль, что если она откажется, то он всё равно сможет получить то, что ему нужно, не дает ей покоя, ведь физически Роберт в любом случае сильнее нее. Уже в процессе Марго представился шанс еще раз все переиграть, но она снова побоялась – на этот раз обидеть его, ведь как бы она сама все и начала. Как результат – худший секс в ее жизни, о котором хочется забыть, как о неприятном сне. Физически Роберт не причинил ей вреда, но психологически она чувствовала себя изнасилованной, прежде всего самой собой.

Второй акцент – это несоответствие женских фантазий и реальности. Весь фильм строится на додумках Марго: то она представляет, что Роберт – сексуальный маньяк, то — что он убьет ее в лесу, пока подвозит до дома, то — что он выслеживает ее, то — что он с самого начала ее «загазлайтил» и знакомство с ней было хладнокровно спланировано. И каждый раз оказывается не права. Роберт – простой парень, который хочет отношений и любви, но Марго не позволяет себе поверить в это, выискивая во всех его действиях продуманность и жестокость. И на фоне того, что он ей не особо нравится, продолжает накручивать себя.

Третий момент – это виртуальность, которая все больше вытесняет реальность: сегодня парень, который подошел познакомиться с девушкой на улице, автоматически вызывает подозрение и мысль, что с ним что-то не так. У Марго с Робертом все было прекрасно, пока они общались в мессенджерах. Он казался ей остроумным, интересным, забавным, романтичным. Виртуальность заставляет нас верить в несуществующие идеалы, а потом жестоко разочаровываться, что и случилось с главной героиней.

«Кошки-мышки» пролетают быстро, зритель заглатывает фильм, в процессе хихикает над какими-то ситуациями, вроде и героиню местами понимает. А по факту остается ощущение, будто съел что-то непонятное. Много съел и вроде как вкусненько, но долгоиграющего впечатления не остается.

Кино, как, впрочем, и рассказ, однобокое. В нем рассмотрен только женский взгляд на неудачные отношения, которые закончились, не успев начаться. Хотя отличие всё же есть. В фильме Роберт не выглядит таким уж унылым, странным и отталкивающим. Его позицию, хоть и вскользь, но тоже обрисовывают. И, на самом деле, к нему испытываешь больше симпатии, чем к Марго, которая, кажется, намеренно усложняет жизнь вокруг себя.

Понятно, что женщине в современном мире небезопасно, она часто многого не может себе позволить, она слабая и хрупкая. Но и не все мужчины козлы, маньяки и представляют собой угрозу. А некоторые таковыми становятся, потому что именно женщины хотят видеть их такими. Как и случилось, кстати, с Робертом: Марго получила почти то, о чем она усиленно думала и проецировала это в жизнь.

«Кошки-мышки» - фильм на задуматься о своих собственных мыслях и о том, к чему они могут привести. С крепкой режиссурой, операторской работой и хорошей актерской игрой. Но подходить к нему всё же стоит осторожно.

Журнал DARKER благодарит компанию «Вольга» за возможность побывать на пресс-показе фильма.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)