DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

17. Финал. Отзывы Виктора Глебова

 

«Где римский судия судил чужой народ…» smile

Веста

Напоминает постапокалипсис-технофэнтези. Закручено неплохо, атмосфера, безусловно, есть, и она действительно гнетущая. Но образ дьявола как-то уже особенно не работает – заезжен. Колдун с татуировками и именем Хабир создаёт впечатление, будто автор сказал себе: «Намекну, что рассказ написал Кабир, авось баллов дадут побольше». Ну, да это ладно. Может, человек просто решил сделать реверанс любимому автору, а может, совпадение.

Что удручает, так это то, что персонажи совершенно не проработаны. У них есть имена, но они настолько лишены индивидуальности, так часто сменяются благодаря композиции, да ещё и перевоплощаются друг в друга, что понять происходящее не только трудно – следить за этими метаморфозами не больно-то интересно. Потому что мне, например, плевать, найдут они там эту героиню или нет, спасут каких-то там детей или нет – я про них ничего не знаю, они для меня ничего не значат. Герои то требуют, чтоб ведьма спрятала девчонку, чтоб никто не нашёл, то тут же закатывают истерику, требуя, чтобы им указали её точное местоположение, и принимаются её искать. Предыстории событий нет. Почему колдуны имеют возможность использовать годы жизни в качестве СКВ, не понятно. Откуда эти колдуны взялись – тоже.

Я бы сказал, что текст не доработан, не доведён до нужного уровня, и недоработка эта весьма существенна.

Вопли

Рассказ неплохой. Был бы хороший, если б автор потрудился придумать что-то более оригинальное и правдоподобное, чем «а теперь, когда вы меня все достали, я выпущу внутреннего демона, и он вас всех перебьёт». Потому что я не могу поверить в подобное: нет у человека никаких внутренних мистических сил, которые могут порешить его врагов, и не может он их выпускать по своему желанию. Было б всё так просто, все б так делали по сто раз на дню. И вот это нереалистическое допущение губит на корню всё дальнейшее развитие событий. Кроме того, название «вопли» не раскрыто в тексте в полной мере: воплей в рассказе очень мало, и они никого не пугают, кроме ГГ, да и то это подаётся информативно, а не ощущается читателем благодаря изложению. Герои-турки выписаны хорошо, жертвы их – не очень. Они действительно представляют безликую массу – по авторскому замыслу – но это плохо: как можно сочувствовать обезличенной толпе?

Всё течет

Тёмное фэнтези, вот что это такое. Типа славянского. Сначала идёт большой кусок о детстве героя, который читается очень хорошо. Потом следует серия коротких сценок, где ГГ в образе вампира (только пьющего не кровь, а воду) утоляет жажду, а потом оказывается, что он – сын водяного, нокс. Если б история девушки, которой он помог, была побольше, стало б гораздо лучше, а так… да плевать на неё: выпил бы он её или лёгкое вернул – какая разница? Мы о ней знаем только то, что она хотела с кем-нибудь покувыркаться. Маловато для сочувствия и сопереживания.

С точки зрения хоррора, ГГ слишком положительный. Исцеляет случайную подружку вместо того, чтоб её выпить. В общем, композиция плохо сбалансирована, да и хоррора тут, по сути, нет. Есть противные, трогательные, напряжённые сцены, но они не делают рассказ хоррором, увы.

Гегемон

Ну, тут весь набор: невменяемый красный зверь-председатель советского колхоза, обленившиеся, голодные крестьяне, плесневеющий хлеб, бес, вселившийся в ребёнка (привет «Изгоняющему дьявола»), слепой старик-экзорцист, конец света, атака «зомби», которых выкашивают пулемётом, повешенный поп. В общем, всё, что уже набило оскомину в рассказах о жутких годах продразвёрстки, гражданской войны и т.д. В данном случае складывается впечатление, что читаешь набор элементов, из которых автор пытается что-то сложить, но во всё этом нет единства, да и внятности тоже. И слово «гегемон», которое, видимо, очень нравится автору, так что он решил непременно приплести его к рассказу и даже закончить им повествование, выглядит таким же прилепленным лишним элементом, как и прочее.

Гнилые

Рассказ написан хорошо, язык, изложение – без претензий. Герои прописаны прилично, законы жанра соблюдены. НО! Во-первых, автор пишет про адописные иконы, не зная, что это такое. Он, судя по тексту, полагает, будто это иконы, на которых изображён Сатана, черти. На самом деле, адописные иконы это иконы со святыми и т.д., но под слоем краски либо изображены черти, либо рога пририсованы святым, например. Иногда нечисть изображалась под окладом. В общем, они подсовывались людям обманом, чтобы их молитвы, адресованные Богу и святым, уходили Сатане и его присным. Во-вторых, не понятно, кем являются жители деревни. Если сатанистами и осознанно пользовались адописью, то зачем требуют читать настоящую молитву? Почему на них ополчилась чёрная плесень? Если не сатанистами, то почему поклоняются таким иконам и спасают их? Ну, и вообще, откуда столько икон в этой деревне, если жители сами им не поклонялись осознанно? В-третьих, если плесень и погибель идёт от икон, то зачем их спасать, забирая с собой? Кто так вообще спасается, таская источник «заразы» в мешке за плечами? В общем, когда в основе рассказа лежит подобная алогичность плюс незнакомство с матчастью, всерьёз к повествованию относиться уже невозможно.

Зеркало Муаран

Хороший язык, неплохо передана психология героини, хотя эти её реверансы в сторону того, что во всём виновата Муаран, выглядят не очень убедительно – словно автор сам толком не решил, кто из них виноват. История изложена хорошо, последовательно, композиционно верно, однако финал разочаровывает совершенно: впечатление, будто автор укокошил мужа, но потом решил, что этого маловато, что надо дать ещё эмоции, давануть слезу, так сказать – конкурс же всё-таки. Поэтому решил убить ещё и ребёнка. Это вроде как беспроигрышный вариант: детей всем жалко. Каким образом и с какой стати героиня убивает сына? Видимо, автор и сам этого не понимал, потому что лишил героиню воспоминания об этом – и заодно читателей этой сцены убийства. В результате финал выглядит просто прилепленным к рассказу на всякий случай. Ещё не понравился стандартный для хоррора ход: купила проклятую вещь, огребла из-за неё.

По моему неискушённому мнению, это жестокая мелодрама, ну, может, мистика, да и то только потому, что ГГ видела в зеркале предыдущую обладательницу несессера.

Честно говоря, все эти женские жалобы в духе «я жрала-жрала-жрала, целлюлитом обросла, и он, козёл, меня разлюбил и бросил ни за что» уже противны. Ты их, женщин, понимаешь, берёшь замуж стройными и красивыми, страстными и т.д., а года через три получаешь чёрт знаешь что – толстую тётку, которая считает, что «ты её должен любить любой» и ещё быть благодарен за борщ, который ты сам, будто бы, сварить не можешь: его рецепт - тайна, передаваемая

женщинами из поколения в поколение, чтобы держать мужей в узде. А то, что к тому, во что ты себя превратила, твой мужик, может, даже не подошёл бы никогда, вообще не учитывается. В общем, чем мстить, лучше бы пошла в фитнес зал и т.д. Но обвинить во всём мужика и подругу, конечно, проще. Для этого ж не надо следить за собой – достаточно просто подсыпать им яду.

Криптокульт

Не очень внятный детектив. Сумбурный. В детективе читателю всё должно быть предельно ясно. В этом его «катарсис» отчасти.

В конце автор излагает идею своего рассказа, как бы говоря: собственно, вот что я задумал и о чём писал. Но это касается идеи, задумки, а не событий.

Композиционно изложено не очень хорошо. Трудно понять, что происходит, почему, и чем руководствуются герои. Впрочем, при определённой доработке рассказ мог бы выйти неплохим.

На мой скромный взгляд, это не хоррор. Детектив, нуар, киберпанк, но не хоррор. Присутствие монструозных «кукол» добавляет остросюжетики, но не более.

Как киберпанковский детектив вполне достойный рассказ. Общее впечатление положительное. Есть атмосферность, есть разнообразие, хотя аллюзии на «Яблочное зёрнышко» и «Призрак в доспехах» слишком явные, пожалуй. Да и зачем они?

Полудница

Автор, похоже, очень по-своему представляет жизнь деревни. Если верить рассказу, село – это сборище похотливых конченых маньяков, которые думают только о том, чтобы избивать, насиловать, убивать, расчленять и пытать всё, что видят. Если это попытка написать чернуху, то материал неудачный. Тут даже много и не скажешь: недостоверность происходящего - главный враг хоррора. Конечно, есть хорошие моменты (появления старухи), но, в целом, переборщил автор со зверствами, увлёкся. А ведь можно было заставить читателя сочувствовать не только главной героине, но и жителям деревни - тогда, глядишь, и страх за них можно было б испытать. Нам же автор оставил только сочувствие главной героине, а сочувствие и хоррор, увы, не одно и то же.

Прячься!

Сначала идёт большой кусок о посещении квартиры плюс воспоминания. Хороший кусок, надо заметить. Правда, периодически вклиниваются короткие реплики диалога с подружкой, явно психически нездоровой: она жаждет поскорее поглядеть на квартиру, в которой отец ГГ расчленял полгода людей. ГГ эта нездоровая тяга невесты не смущает почему-то. Ну, да ладно. После этого куска появляется сцена, которая словно говорит о себе: «А теперь хоррор!» Создаётся впечатление, будто автор взял старый рассказ и переделал в хоррор, чтобы послать на конкурс. Торопливое изложение хоррор-сцены просто обескураживают – её словно прилепили к предыдущему тексту.

Я бы сказал, что этот рассказ лучше смотрелся бы без хоррор-части. В том виде, в котором он представлен на конкурс, он является очередной вариацией на тему «сумасшедшему никто не верил, а это была правда». Вообще, я сначала думал, что папа заставляет сына прятаться в шкаф, потому что водит в мамино отсутствие любовниц. Ну, и она его за это расчленила, а потом повесилась.

Пустоты

Рассказ неплохой. Есть атмосфера, есть саспенс, есть страшные образы, и финал заходит благодаря определённой масштабности. Порадовала и иносказательная составляющая рассказа – собственно, его идея. Автор неплохо работает с деталью – например, с одеждой, прибитой к стене, огораживающей стройку.

Но есть и нарекания. Например, отношения между героями развиваются как-то по-детски: чай, печеньки, джентльмен готов прийти на помощь даме. Это всё мило, но длилось ухаживание долговато, особенно с учётом того, что автор прямо подчёркивает: героиня давным-давно без мужика. Кроме того, трудно поверить, будто тощие, голодные собаки могут представлять такую уж мощную угрозу. Они вроде как еле на ногах держатся, а кидаются, будто собаки динго на Балу. Опять же, история с байкой про пропавший отряд – это слишком удобно как-то: вот тебе церковь странная, а вот и история про неё из уст соседа.

Есть и другие вопросы. Грузовой лифт в доме откуда взялся? И ладно бы ещё лифт, но зеркало-то там откуда? В грузовом лифте кто его вешать станет? Трудно также поверить, что терзаемый и умирающий герой на последнем издыхании пытается дорассказать героине историю про церковь и т.д. Ему как бы вот ну совсем не до этого должно быть. Но читателю надо все поведать до конца, и мужику приходится говорить.

Теперь по ритму повествования. Автор затягивает некоторые моменты, и из-за этого процентное соотношение бытовуха-хоррор оказывается несбалансированным. В результате теряется напряжённость.

В общем, мне кажется, при определённой доработке рассказ может быть лучше, гораздо лучше.

Рябиновая ночь

Рассказ написан хорошим языком, хоррор-элементы поданы на уровне, эффект задуманный производят. Композиция, пусть и непростая для восприятия, работает и читается, хотя требует определённых когнитивных усилий.

Понравились воробьи, лапы, перья, ползущий по крыше брат. Не понравилось, что героиня поехала к родственникам именно накануне той ночи, когда чудище похитило её брата, причём она знала, что брат-мертвец вернулся «оттуда» и, вероятно, имеет к ней определённые претензии. Нормальные люди так не поступают. Если, конечно, автор не заставляет их. Это искусственный момент, и он портит весьма атмосферный рассказ.

Рассказ прямо относится к тематике конкурса, хоррор представлен весьма полно и качественно, и саспенс на месте, и сами сцены с чудищем.

Идея то ли мести, то ли выкупа не нова и предсказуема, но, с другой стороны, в данном рассказе не понятно, в чём именно будет заключаться «ответка» братца сестре, так что читать было интересно. Хотя концовка прямолинейна и нисколько не удивляет. Всё слишком канонично.

Сегодня Б-г забыл за Одессу

Автор по ходу повествования триумфально забыл, что пишет хоррор и ударился то ли в мистику, то ли в фантастику, то ли в фанфик по еврейской мифологии. Первая половина – до сцены, где тварь вползает в тело человека, - ещё ничего, но потом текст неудержимо скатывается. Ударных моментов нет, кульминации тоже, играющей концовки тем более. Идея народного мстителя уже набила оскомину.

Стилизация, впрочем, неплохая, а речь грамотная.

Секач

Рассказ написан хорошо, язык грамотный, психологизм на неплохом уровне, особенности охоты переданы детально – матчасть без нареканий.

Саспенса, увы, не получилось, потому что сразу ясно: кабан – демон или что-то в этом роде; герой в любом случае в конце концов слезет с дерева – автор не оставил ему выбора; кабан его замочит. В результате дальнейшее развитие событий абсолютно предсказуемо. То, что в кабане дух убитого приятеля тоже становится ясно очень быстро. Словом, перед нами очевидный рассказ, неплохо исполненный, но являющийся лишь «копией» множества других историй о мести перевоплотившегося призрака убитого убийце.

В общем, прочитал рассказ не без интереса, но осталось впечатление, что уже не раз подобное встречал.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)