DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Из тьмы, или Ох уж эти безумные восьмидесятые

Восьмидесятые — сумасшедшее время революций!

  • первые персональные компьютеры IBM PC и Mac (а их разве когда-то не было?!);
  • получен патент на первый нейрокомпьютер АС-79, 1988 СССР (все взаправду, никаких Atomic Heart и Red Alert);
  • появление компакт дисков CD (это такая блестящая пластиковая фигня в прямоугольной коробке);
  • первый сотовый «мобильник» Motorola (да-да, это был не твой Сяоми);
  • ДНК-дактилоскопия (жизнь маньяков, серийников и прочих «героев» триллеров и ужастиков существенно осложнилась);
  • зарождение интернета (любимка наша-няша);
  • сокрушительный марш компьютерной графики (в то время это был настоящий шок и трепет, рукодельные макеты, силикон и папье-маше еще при делах, но уже нервно курят в сторонке);
  • легендарное кино: «Терминатор», «Нечто», «Кошмар на улице вязов», «Чужой», «Сияние»; «Бегущий по лезвию»; «Охотники за привидениями»; «Робокоп»;
  • легендарная литература: «Бегущий человек», «Худеющий» Стивена Кинга/Ричарда Бахмана; «Лебединая песнь» Роберта Маккаммона; «История с привидениями» Питера Страуба; «Нейромант» Уильяма Гибсона и это далеко не полный список, разумеется!
  • Не завидуйте, «право первой ночи» на все это великолепие досталось поколению Х (а может, вы из них?) — это тем самым, которые «свидетели эры до-интернета», которые опускали монетку в дисковый таксофон и которые различали цвета, глядя в пучеглазый черно-белый телевизор.

    «Болтовня-болтовня-болтовня! — справедливо возмутитесь вы, — а что там сорок лет тому назад творилось с нашей любимой «темной музыкой»?» Пожалуй, стоит условно разделить это ярчайшее десятилетие на две половины.

    В первой почти безраздельно правят хэви-метал и глэм-метал (еще с конца семидесятых). Эти ребята, скажем прямо, недостаточно «темны», скорее даже наоборот, весьма цветасты, как не в себя, хотя у каждой приличной группы найдутся жесткие, печальные и мрачные песни, за что мы их и любим и с благодарностью слушаем:

  • Judas Priest;
  • Iron Maiden;
  • Ozzy Osbourne;
  • Def Leppard;
  • Manowar;
  • Twisted Sister;
  • Mötley Crüe;
  • еще огромная толпа ярко накрашенных мужчин и женщин (в основном мужчин) в обтягивающих лосинах и коже из ближайшего секс-шопа…
  • Да это просто праздник какой-то! Яркая, энергичная, громкая и мелодичная музыка с «чистым» вокалом и сложными гитарными соло (именно в этот период появилась целая плеяда супертехничных гитаристов-виртуозов) под которую можно бодро отплясывать, как на сельской дискотеке.

    Дело дошло даже до того, что поп-артисты выглядели как заправские «металлисты». В правилах хорошего тона стало пригласить известного рокера для записи попсовой песенки и (о Боже) даже выступить с ним вместе и снять видео (не домашнее, не фантазируйте).

    Это, конечно, ирония (честно-честно), музыка же кошка свободная и гуляет сама по себе, иначе не появился бы знаменитый «сплит» RUN DMC ft. Aerosmith с песней «Walk This Way», давший старт рэп-року, рэп-металу и прочая и прочая.

    Я думаю, вы уже поняли. Быть рокером в то время стало очень модно…

    Рок-звезды превратились в конвейеры зарабатывания денег («никогда такого не было и вот опять» В.С. Черномырдин) от былого социального протеста, философии и мессианства шестидесятых-семидесятых, за редким исключением, почти ничего не осталось.

    Мировые турне, дорогущие декорации, пиротехника, частные самолеты, шикарные авто, алкоголь и наркотики — бесконечный карнавал пошлости и тщеславия, эти ребята, кажется, перещеголяли самих KISS (да нет, показалось)!

    Упомянем и наших рок-героев из тогда еще здравствующего СССР, по традиции несколько отставших от «забугорной» моды:

  • «Круиз»;
  • «Ария»;
  • «Черный обелиск»;
  • «Мастер»;
  • «Шах»;
  • «Коррозия металла»;
  • «Электро-Судорожная Терапия» (Э. С. Т.).
  • Низкий поклон отцам отечественного тяжелого рока, ведь в условиях всепроникающей цензуры им приходилось особенно непросто, но трудности не помешали им создать ставшее уже легендарным музыкальное наследие, на котором выросли многие металлисты, рокеры и просто хорошие люди из страны под названием СССР и современной нам России.

    Стоит отметить, что баснословные гонорары не могли (по причине их отсутствия) испортить пламенеющие творческим задором души советских музыкантов, видимо, поэтому лирика их песен отличалась особенной, практически Пушкинской (и Маргарито-Пушкинской) глубиной, но качество записи и исполнения по понятным причинам оставляли желать лучшего, советские студии звукозаписи уступали западным (что уж говорить о кустарной записи), и достать хорошие инструменты было проблематично и дорого.

    Что же, вернемся к «основным игрокам». Пока шла угарная вечеринка, в подземных чертогах Ада зарождалось новое поколение бунтарей, и во второй половине восьмидесятых (+/-), словно из ведьмовского котла «Эльвиры — повелительницы тьмы» (классный, кстати, фильмец, рекомендуем), выползают жутко прекрасные зародыши совершенно новых бескомпромиссных жанров:

  • прото блэк-метал, известный как «первая волна» блэк-метал (Mercyful Fate, Bathory, Celtic Frost, Tormentor и т. д.).
  • трэш-метал (Metallica, Slayer, Megadeth, Anthrax, Kreator, Voivod и т. д.);
  • дэт-метал (Death, Morbid Angel, Obituary, Possessed, Atheist, Necrophagia и т. д.)
  • и внушительное количество расползающихся, как могильные черви после кислотного дождя, их многочисленные поджанры.
  • Для этих молодых ребят музыка снова стала важнее шоу (это на первых, исконных порах, потом даже суровый блэк-метал станет мейнстримом, чего уж говорить, например, про… Metallica).

    Музыканты выступали практически в такой же одежде, в какой гуляли по улицам (от кожи, правда, не отказались) лирика стала злой, экстремальной, мрачной, зачастую просто пугающей, неприемлемой для рядового обывателя, который уже не мог или не хотел без подготовки «врубаться» в такое.

    И самое главное!

    Максимально «перегруженные» гитары (что подхлестнуло эволюцию в индустрии музыкального оборудования и инструментов), небывало ускорившийся ритм, обилие атональных мотивов, рычание и рев вместо «правильного» пения — резкая, злая, бескомпромиссная музыка «отбросов» консервативного, погрязшего в снобизме и цинизме общества. Выражение «словно с цепи сорвались» очень подходит к происходящему в то время в музыкальном андеграунде. Все перевернулось с ног на голову! И это по-прежнему музыка, это по-прежнему искусство, но только честное, откровенное, не терпящее компромиссов.

    Но даже среди этих «маргиналов» вскоре появились настоящие «маргиналы в квадрате», души которых окончательно поглотило Зло. Многие из них снова стали раскрашивать свои лица, только выглядело это отнюдь не весело и празднично (с эффектом провокации, разумеется), как это делали те же KISS, а откровенно пугающе, словно они хотели стать живыми мертвецами.

    Напугать, обескуражить, уничтожить, разорвать в клочья заплывшие жирком души отважившихся выслушать их безумие слушателей — вот такая была «законная» цель у этого легиона Тьмы. Кровь, огонь и смерть из песен многих музыкантов перешли в реальную жизнь, слова превратились в мечи в руках опьяненных тотальным нигилизмом воинов-фанатиков.

    Такой предстает «вторая волна» блэк-метала, и это уже начало «святых» девяностых, о которых мы расскажем в следующий раз. Поэтому ждите продолжения истории, впереди самое сладенькое-гаденькое…

    Слушайте хорошую и разную музыку, читайте книжки — мистику и хоррор!

    Комментариев: 2 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Андрей 23-04-2024 15:04

      Да, было время! Еще не упомянут Дин Кунц - это прям концентрат 80-х (Фантомы, Полночь, Призрачные огни, Ангелы-хранители)

      Учитываю...