DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Российский атмосферик-блэк: топ-7 альбомов, часть 2

Блэк-метал остается одним из самых популярных экстремальных стилей музыки в андеграунде, порождая на свет тонны однотипных релизов и сотни или даже десятки действительно интересных работ.

В самокопирование или подражание «отцам» скатываются многие, а то и начинают с этого, независимо от жанра и стиля, но не стоит считать это недостатком, поскольку хорошей музыки много не бывает, а «копии» подчас ничем не уступают оригиналу. «Черный метал» в силу своего звучания находит отклик у определенной категории людей, оттого случайный «прохожий» или эстетствующий меломан если и забредет в этот сегмент, то с большой долей вероятности сделает это ненароком, после чего убежит с криками: «Какая же гадость эта ваша заливная рыба этот ваш блэк!». Исходя из опыта, если немного упростить, то ценителей BM (сокращение от black metal) можно поделить на две категории: вечно недовольные снобы, которые молятся на первопроходцев стиля, и просто любители сварт-метала, которые почти в каждом релизе находят для себя что-то приятное или интересное.

Сегодня обратим свое внимание на конкретный подстиль в конкретной локации: российский атмосферный блэк-метал.

Vintlechkeit — Vokser Opp I Isen... (2022)

Vintlechkeit — проект Евгения Пильникова (R.I.P.), более известного как WinterVampyr, также приложившего руку к проектам Wintaar, Grim Woods и Щугор.

Музыка этого детища ЗимнегоВампира представляет собой не типичный атмо-блэк с налетом сказочности, а шумное и холодное рубилово в духе Paysage d’Hiver, но более металлическое, чем эмбиентное, хотя и эта составляющая присутствует в композициях Евгения либо как подложка под инструментал, либо как полноценный трек, в котором чувствуется дуновение ветра над бескрайней тайгой или тундрой; периодически стряхивая с себя снежную пыль, слушатель все глубже погружается в зимнюю ипостась природы. А погрузиться тут есть куда — дискография Vintlechkeit насчитывает более сорока записей, и все это отнюдь не синглы. Материал на демках и альбомах плюс-минус похожий, то с уклоном в агрессивное звучание, то в меланхолично-созерцательное. Конкретно эту демо-запись выделим, поскольку она стала последней, где можно услышать именно блэк-метал, а не эмбиент, сыгранный на живых инструментах.

Elderwind — Волшебство живой природы (2012)

Есть в этой работе что-то от шведской Люстры (проект Lustre, чье название правильно читать «Ластэ», но в народе прижилось иное): мягкий обволакивающий звук, шероховатые гитары, которые рисуют фоном, а порой и мелодией — узор, фэнтезийно-космические синтезаторные мотивы… А еще то, что всю музыку написал один человек.

Часть атмосферик-блэковых альбомов прямо заигрывает с хтонической частью земли, где музыкальное полотно рисует темные пейзажи этого мира, такие как болота, пещеры, дремучие чащи лесов, где янтарем сверкают глаза диких животных, и все в таком духе. Elderwind также обращаются за вдохновением к природе и описывают натуралистичные пейзажи, однако в них свет исходит не от хищных глаз диких зверей, а от падающих в небе звезд и от лунного света, что отражается на снегу.

Все песни выдержаны примерно в одном ключе, тем самым отлично демонстрируя концепцию альбома, которая ощущается еще лучше, если вслушиваться в текст. Благо здесь с этим никаких проблем — вокал звучит очень разборчиво и по большей части не поет-кричит-рычит, а рассказывает, однако это не мелодекламация.

Гнет — Горечь (2020)

Музыканты этого же проекта заигрывают как раз с хтонью, причем в довольно… необычной форме. «Гнет» использует гармонии, больше свойственные пост-блэку, то есть здесь присутствует ударная доза лиричности, которую через миг сменяет злобный риффинг в духе классической школы норвежского блэка, при всем этом приправленный мелодикой, которую чаще используют в депрессивном сегменте стиля.

Тексты написаны на русском языке, но разобрать их на слух вряд ли получится из-за вокала. Повествуют же они не о красотах природы, как в большинстве случаев принято в атмо-блэке, а о темной стороне человеческой души или психики — окружающий мир здесь если и упоминается, то выступает в роли декорации, то есть красивых метафор, правильно подающих главное действующее лицо — природу человеческую. В этом плане, а еще и в подаче материала, группа немного напоминает украинский one-man band «Лютомысл».

Пустота и песок.

Холод режет, как бритва.

Свинцовое небо

Упало, пронзая,

Вены рябин.

Направь меня,

Дай снова насытиться.

Нет сил притворяться

Держать грех в узде.

Свобода не выбор —

Свобода есть воля,

Что нас породила,

Лишила покоя

(с) из песни «Пустота»

Dead Wasteland — The Magic Of Nature (2021)

Еще один прекрасный отечественный проект и альбом, где во главу угла ставится красота всего, что мы видим вокруг, покидая городскую черту. Впрочем, название лонгплея говорит об этом довольно красноречиво.

В плане звука «Магия природы» отдаленно напоминает упомянутый выше альбом от Elderwind: и в том, и в другом альбоме чувствуется та сырость, которая свойственна как стилю в целом, так и дебютным работам. В музыке же Dead Wasteland гораздо больше «дыхания звезд» — эмбиентная составляющая гораздо больше манит задрать голову вверх и всматриваться в небо, линия ударных звучит намного жестче (местами встречается бласт-бит), а гитара — агрессивнее. И еще здесь нет вокала, так что альбом полностью инструментальный, и единственный голос, который можно услышать, звучит из синтезатора.

Nebula Orionis — Summer (2014)

Еще одна работа, где чувствуется влияние Nachtzeit’а из Lustre.

Неспешный, с обилием синтезаторных мотивов и фоново-шумных гитар атмосферный BM, благодаря которому слушатель проносится над верхушками зеленых лесов. Да, обложка на этом альбоме подобрана очень удачно.

Треки плавно перетекают один в другой, и секунды тишины между ними больше напоминают не момент смены композиции, а будто альбом набирает воздух в грудь, чтобы продолжить свой «рассказ». Слушается миньон по сути на одном дыхании — настолько грамотно здесь сделаны переходы между песнями.

Кобь — Давьныѣ покровы рипѣискыихъ дрѣвочащь (2006)

Бурзумоподобный в плане риффинга альбом с примесью фолка (композитор часто использует варган) и синтов. Вокал в лучших традициях блэк-метала — напоминает карканье ворона, то есть автор не использует никаких примочек для обработки голоса, а хрипит в микрофон как умеет, и звучит это чертовски органично, да к тому же можно разобрать слова. Кстати, о них. Отличительной особенностью работы являются русскоязычные тексты (сейчас это не самое редкое явление, но в 2006-м удивляло да еще как) и названия песен на дореволюционном языке, а последняя на альбоме — «Давьныи Рипѣи — и вовсе на нем написана.

В целом лонгплей звучит размеренно под стать неторопливому бегу времени. В нем есть и скоростные куски, которые привносят разнообразие в звучание и не позволяют музыке стать монотонной, но погружая при этом слушателя в созерцание. Под такую музыку идеально сидеть где-нибудь на опушке леса или на берегу реки в окружении деревьев, наблюдая за облаками и течением.

Породою изъ камения богатъ рипѣискый краи

Везде хребти куде не кинешь взоръ

Въ кроузе стоятъ лѣсовъ таиговыихъ да раскидистыихъ

На стѣганемъ покрове изъ травъ лазоуревыихъ

Истекающи студеныимъ сокомъ роуслы горныихъ рѣкъ

Быстрыихъ борозьдять свѣтъ

(с) из песни «Давьныи Рипѣи»

Windbruch — No Stars, Only Full Dark (2013)

Первое, что привлекает внимание в этом альбоме — его обложка: минималистичная, выдержанная в классических черно-белых тонах и нарисованная, однако при этом кажется невероятно живой, словно художник просто обработал фотографию.

Атмосфера во многом здесь создается не благодаря синтам или сэмплам, а за счет умело подобранной мелодики. В атмо-блэке гитара часто выступает фоновым инструментом, по сути заменяя собой синтезаторную подложку, но на этом альбоме она играет незатейливые и притом запоминающиеся риффы, которые периодически разбавляют упомянутые выше сэмплы или гитара с чистым звуком без перегруза. В целом если убрать эмбиентные треки, композиции сложно назвать чистым атмосфериком, поскольку звучит все на стыке атмосферного блэк-метала, депрессивного и «постного» (который еще называют блэкгейзом).

Бывает, что в том или ином альбоме чувствуется не просто определенное настроение, а влияние одного из природных сезонов. Эта же работа интересна тем, что слушать ее приятно и зимой, и летом, и в переходные периоды.

В заключение скажем, что атмосферный блэк-метал — это не тот стиль, где стоит ждать какого-то новаторства или необычных идей — не для того такая музыка пишется. Тем не менее место экспериментам, притом довольно удачным, находится и здесь, однако разговор на эту тему тянет уже на отдельную статью.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)