DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Индийский демон в США

Заклятие. Зло внутри / It Lives Inside

США – Канада, 2023

Жанр: ужасы

Режиссер: Бишал Дутта

Сценарий: Бишал Дутта, Ашиш Мехта

В ролях: Меган Сури, Ниру Баджва, Мохана Кришнан, Бетти Гэбриел, Вик Сахай, Гейдж Марш и другие

Похожие фильмы:

  • «Заклятие» (2013)
  • «В тени» (2016)

Выходец из Индии Бишал Дутта – молодой востребованный постановщик. На его счету множество короткометражек, принесших шесть наград за лучшую режиссуру, а также музыкальные клипы и рекламные ролики. Более того, востребован Дутта и как наставник юного поколения. Он вел курсы режиссерского мастерства в престижном Калифорнийском университете.

Первый полнометражный фильм Бишала Дутты «Оно живет внутри» (в русском варианте – «Заклятие. Зло внутри»), снятый еще в 2022 году, получил номинацию за лучший фильм на международном кинофестивале в Сиджесе. Жюри фестиваля, возможно, впечатлила экзотическая тема фильма, связанная с индийскими верованиями. Сама же картина отнюдь не так хороша. После ознакомления сложно отделаться от ощущения, что на полный метр у режиссера ни сил, ни идей не хватило.

Перед нами, можно сказать, эмигрантский хоррор, то есть картина, снятая выходцами из другой страны на материале собственной культуры. Однако если, к примеру, англичанин иранского происхождения Бабак Анвари снял в Великобритании дебютный хоррор «В тени» (2016) в абрисе истории Ирана 1980-х, то действие «Оно живет внутри» происходит вовсе не в Индии, а в США, поэтому зацикленность режиссера на узкой культурной группе индийских беженцев не может не удивить.

Сперва кажется, что постановщик делает правильные выводы, на примере главной героини Самидхи (или Сэм на американский манер), призывая своих соотечественников, оказавшихся в другой стране, к культурной интеграции. Сэм дружит со своими одноклассниками-американцами, хочет проводить свободное время в развлечениях, как и многие западные тинейджеры, в то время как ее мать призывает поменьше общаться с местным населением и дружить с такими же, как она сама, выходцами из Индии. Во всем мире очень остро стоит проблема интеграции приезжих из других стран. Сбивающиеся в отдельные группы, живущие своими узкими интересами мигранты являются питательной средой для экстремистской пропаганды, ведь они воспринимают приютившую их страну как чужую и даже чуждую.

Конечно, лента Бишала Дутты повествует вовсе не о проблемах адаптации к культуре той страны, в которой мигрантам приходится жить. Снимал режиссер все-таки хоррор, однако не смог удержаться от того, чтобы не осудить главную героиню за то, что она якобы забыла свою культуру и решила стать американкой. Дутта неоднократно повторяет эту, как ему кажется, истину устами матери и постепенно склоняет Сэм к отчуждению от американских подростков. Исходя из этой логики, появление в ее жизни индийского демона сложно не воспринять как возмездие судьбы за предательство своей нации.

Бишал Дутта много лет прожил в США и хорошо знает тамошние реалии мультикультурализма. Поэтому, как бы он ни желал выставить индийских мигрантов притесняемыми американским обществом, против фактов он пойти не может. Вот и в его дебютной ленте на примере школы, где учатся Сэм и ее бывшая подруга Тамира, замкнутая девушка, не желающая ни с кем из местных дружить, показано, насколько американцы толерантны к приезжим. Одноклассники и не думают хейтить индийских девушек за их происхождение (как это было бы у нас в стране). Наоборот, они принимают их в свою компанию.

Учителя тоже стараются, чтобы индианкам было максимально комфортно в школе, не дай Бог, переживут психологическую травму. Но если Сэм благодарно откликается на помощь американского общества ее интеграции в культурную и языковую среду, то Тамира всем своим видом демонстрирует поведение типичного фанатика. Она нелюдима, ходит как тень, странно выглядит. Американские тинейджеры, которые легко общаются с Сэм и даже интересуются ее родным языком, боятся Тамиры, ведь она мало того что странная, так еще постоянно ходит с какой-то банкой (в ней, как мы скоро узнаем, и заключен индийский демон).

Начавшемуся роману между Сэм и американским юношей режиссер не дает развиться, грубо прерывая амурную историю внезапным появлением демона. Постепенно Бишал Дутти вынуждает главную героиню признать, что зря она игнорировала национальные праздники своей семьи, и устами ее матери говорит ей, что американцы никогда не примут ее, а потому следует держаться только своих. Можно ли придумать другой, более безнравственный подтекст, от которого лишь шаг до межнационального конфликта?

Если по части неприятия интеграции мигрантов в культурную среду приютившей их страны режиссер весьма преуспел, то вот о хорроре он вспоминает нечасто. В первые две трети хронометража демон настолько редкий гость на экране, что картина Бишала Дутти почти не выходит за жанровые рамки социально-бытовой драмы. Когда же демон появляется в кадре, то режиссер представляет его не как зло для всех людей, но как наказание конкретно Сэм за предательство своего народа. Демон лишает ее ухажера, нападает на поддерживавшую ее учительницу и постепенно загоняет в анклав индийской культуры. Неслучайно в финале Сэм и Тамира снова подруги и общаются только друг с другом.

Возможно, Бишал Дутти хотел донести зрителю, что мигранты сталкиваются с неизбежностью ассимиляции, потери своей культурной идентичности. Проблемы на межнациональной почве есть в любом стране, включая западные, максимально толерантные к другим народам. Однако если бы режиссер хотел сказать именно это, то не повторял бы с навязчивостью манипулятора, что зря она водится с американцами и старается быть как они. В итоге к ленте Дутти сложно относиться как к хоррору про демона. Картина вызывает раздражение мелкими обидами режиссера, который в США получил все возможности для творческой деятельности. К тому же хочется протестовать против подтекста, внушающего эмигрантам, что их не любят, а потому им следует держать оборону против недружелюбного общества, в которое они сами и приехали.

Режиссер использовал форму мистического хоррора для пропаганды ксенофобии и только сыграл на руку многочисленным экстремистам, говорящим то же самое, что мать главной героини: мы в кольце врагов и только сообща сумеем выжить в чуждой нам культурной среде. Лучшим доказательством того, что Бишал Дутти неправ в своих радикальных выводах, служит участие его фильма в конкурсной программе международных смотров. Пусть критики, скорее всего, и обратили внимание на эту ленту исключительно благодаря теме индийской мистики, которую режиссер так и не сумел развить на должном уровне.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 ikejack 20-04-2024 09:04

    « Одноклассники и не думают хейтить индийских девушек за их происхождение (как это было бы у нас в стране).»

    В РФ особо нет притеснений деьей-эммигрантов в школах или где то ещё. Встречается такое очень редко. Однако автор делает безусловное заявление.

    Сам являюсь эмигрантом приехавшим в Россию в семь лет.

    Также бросаются в глаза фразы по типу «тамошние».

    В целом интересная рецензия, захотелось посмотреть фильм.

    Учитываю...