DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Счастье было иль нет?

Лиза Франкенштейн / Lisa Frankenstein

США, 2024

Жанр: ужасы, мелодрама, комедия

Режиссер: Зельда Уильямс

Сценарий: Диабло Коуди

В ролях: Кэтрин Ньютон, Коул Спроус, Лиза Соберано, Дженна Дэвис, Карла Гуджино, Трина ЛаФарг и другие

Похожие фильмы:

  • «Франкенштейн» (1994)
  • «Мэй» (2002)
  • «Тепло наших тел» (2013)
  • «Парень с того света» (2022)

Если судить по началу фильма, «Лиза Франкенштейн» имеет много общего со сказкой о Золушке. Сходство заметно сразу, стоит только пройтись по мысленному списку, педантично расставляя галочки: отец, не так давно овдовевший, но уже успевший обзавестись новой супругой, – есть, злая мачеха, мечтающая избавиться от падчерицы, – есть, сводная сестра Таффи, любимица и матери, и новоиспеченного отчима, – есть. Однако принц, доставшийся героине, – музыкант викторианской эпохи, который по ее зову поднялся из могилы, и эта маленькая деталь меняет решительно все.

Должно быть, именно такой кавалер и был нужен той, кто недавно перенесла трагедию, несколько месяцев после этого ни с кем не говорила и до сих пор стесняется ходить на вечеринки и заглядывать кому-либо в глаза. Тем более практически первое, что мы узнаем о Лизе, – она любит ходить на заброшенное кладбище в холостяцкой роще, натирает там воском все надгробия, отдавая предпочтение одному; ему она даже носит подарки: то томик стихов Шелли, то мамино ожерелье. Когда девушка рассказывает об этом Таффи, та, разумеется, находит это очень странным, и Лиза произносит в ответ всего одну реплику: «Люди не должны быть забыты».

Этот постулат является определяющим в ее поведении, но объяснение получает намного позднее, в односторонней беседе с недавно воскресшим героем Коула Спроуса. У него нет ни имени (в титрах он значится просто как «Существо»), ни голоса (даже воскреснув, он остается немым и практически до конца истории изъясняется с помощью мычания и жестов). Но только этот персонаж в полной мере выражает героине сочувствие, когда она рассказывает, что после смерти мамы все очень спешили двигаться дальше, забыв о случившемся, и считали Лизу проблемой, потому что у нее это не получалось.

Картина вышла очень бертоновской по духу, и тут мы говорим не только о вступительных титрах, которые сразу вызывают в памяти «Франкенвини» (2012). Сюжетных перекличек с работами Тима тоже хватает: в поведении Существа порой угадывается Эдвард руки-ножницы, в повадках Лизы, из забитой и застенчивой девушки, превратившейся в готическую красотку в вычурной шляпке, проступает нечто от семейки Адамсов, а сама тема «могут ли мертвый и живая быть вместе» навевает мысли о «Трупе невесты» (2005). Сцена, где мертвец, который недавно снова обрел руку и сразу же направился к роялю, чтобы сыграть свою музыку для Лизы, выглядит как оммаж к The Piano Duet, хотя, разумеется, с талантом Дэнни Элфмана Существо сравниться не может.

Но Бертон не единственный, кто был источником вдохновения для «Лизы Франкенштейн». Когда героиня наконец-то находит для себя смысл жизни и возрождается, как экзотический черный мотылек, вылезший из кокона, а ее мертвец трансформируется вместе с ней, делаясь все больше похожим на человека, – вспоминается «Тепло наших тел» (2013). Лизин талант к рукоделию, отраженный в сюжете тем, что она пришивает парню сначала отсутствующее ухо, потом кисть, а напоследок – член, словно отсылает нас к истории Мэй в исполнении Анджелы Беттис. Кроме того, не зря фильм, который смотрит Лиза, в одиночестве сидящая вечером у телевизора, – «День мертвецов» (1985) Джорджа А. Ромеро, а когда Существо вламывается в дом, на экране мелькает лицо Боба, частично разумного зомби. Параллели, которые можно между ними увидеть, отнюдь не случайны.

Неспроста встречается и луна с моноклем в глазу – кадр из первого научно-фантастического фильма в мире, «Путешествия на Луну» (1902) Жоржа Мельеса. Она светящейся наклейкой украшает Лизин шкаф, мелькает в ее сне, где она видит себя героиней черно-белого кино (прочие атрибуты времени: заводной котик столетней давности, патефон, жутковатая тряпичная кукла – тоже в этом сне показаны), и остроумно обыгрывается в сцене первого – и единственного – секса героев. Кажется, что оба – и парень, для которого новинкой оказался даже горячий душ в доме, и девушка, из всех жанров предпочитающая немое кино, – на самом деле не принадлежат к эпохе конца 80-х годов XX века.

Ну и разумеется, не стоит забывать, что Кэтрин Ньютон не только известна тем, что была дочерью Кастиэля в «Сверхъестественном» (2005-2020), но и сыграла две роли в «Дичи» (2020) – девочки-подростка и поменявшегося с ней телами маньяка. Кажется, что актриса, готовясь перевоплотиться в Лизу, много раз пересмотрела прежнюю картину, чтобы набраться задора и достичь подходящего настроя.

В этом и заключается одна из двух проблем фильма. Первая: зритель, осознавший, что его заставляют полюбить, по сути, маньячку-психопатку, может почувствовать себя обманутым. Вторая: даже переступив грани морали и наказав парочку грешников, Лиза только превратилась в аналог убийцы с топором, ставшего виновником гибели матери. Сюжетная линия со смертью дорогого ей человека безвольно повисает, а ведь было бы справедливо аккуратно ее завершить, выяснить, кто это был, и покарать действительно достойного.

Впрочем, в целом каждый из создателей «Лизы Франкенштейн» – и режиссер, и сценарист (до этого прославившаяся картинами «Джуно» и «Талли»), и композитор Изабелла Саммерс из инди-рок-группы Florence and the Machine – справились со своей работой неплохо. Вряд ли «Лиза» станет для кого-то фаворитом, фильмом на все времена, но поклонникам бертоновской стилистики и черного юмора точно поможет скоротать вечерок.

Забавный факт: по заявлению Диабло Коуди, сценаристки картины, действие «Лизы Франкенштейн» происходит в той же вымышленной Вселенной, что и «Тело Дженнифер» (2009). Наверное, это многое объясняет.

P. S. Карла Гуджино, знакомая нам как по «Хранителям» (2009), так и по последним творениям Майка Флэнагана, сыграла здесь на удивление омерзительного персонажа. Отвращение вызывает прежде всего махровый эгоизм вкупе с осознанием себя абсолютно белой и пушистой.

Сцена, где она слушает мотивационную аудиокассету для «интуитивных, чрезвычайно чутких людей», до которых так и мечтают добраться энергетические вампиры, желающие воспользоваться добротой, чувствительностью и хрупкостью, очень иронична: она ведь даже не понимает, что именно таким вампиром является сама.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)