DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Что эта штуковина делает в метро?!

Кольцевая линия / Circle Line

Сингапур, 2023

Жанр: ужасы

Режиссер: Дж. Д. Чуа

Сценарий: Сью Пек Чай, Аллан Хо

В ролях: Джессика Лю, Натаниэль Нг, Патрик Ли, Джонни ЭнДжи

Похожие фильмы:

  • «Крип» (2004)
  • «Конец пути» (2007)
  • «Поезд дальше не идет» (2008)

Время от времени в отечественный прокат попадают фильмы из экзотических стран. Причем такие, в которых нет никаких маркетинговых магнитов. Ни международных звезд, ни именитых создателей, ни призов от авторитетных фестивалей. Просто некое жанровое кино с более-менее интересным сюжетом. Такова сингапурская «Кольцевая линия». Все, что мы о ней изначально знаем, это хоррор-концепт: чудище в метро. Ясное дело, что никакой революционной идеи в этом нет, и фактически любопытство строится на том, что тема используется редко, но временами метко. Так, многие фанаты жутиков вспомнят англо-немецкий «Крип», канадский «Конец пути» или американский «Полуночный экспресс» по рассказу Клайва Баркера.

Все перечисленные ленты разного художественного уровня в целом говорят о том, что тема «ужасной подземки» жизнеспособна и на ее основе можно снимать впечатляющие фильмы. Видимо, так же думал и Дж. Д. Чуа, сингапурский постановщик, посчитавший, что, вдохновившись западными образцами, выдаст крутой ужастик, который захватит не только национальную аудиторию, но и доберется до публики других стран. Что ж, план, можно сказать, удался. Как минимум, проект добрался до России, и не будем сейчас рассуждать о том, каким таким образом и насколько официально. Лучше осмыслим в прикладном плане, что хорошего/плохого есть в «Кольцевой линии» и стоит ли ее смотреть.

Пролог с ящеркой в аквариуме, питомцем маленького мальчика, невольно заставляет вспомнить «Аллигатора» Льюиса Тига, где крокодильчика спустили в унитаз – с крайне печальными последствиями для жителей Чикаго. Здесь в кадре ничего подобного не происходит, но по дальнейшим событиям предполагаешь, что это животное тоже каким-то образом оказалось под землей, выросло и начало охотиться на людей. Тем более что следующая сцена в начале фильма – это закрытие недостроенной ветки метро по неозвученным причинам. Фактически – вот экспозиция: тварь обосновалась в заброшенной подземке, живет и здравствует, чтобы, наконец, дождаться, когда один из поездов свернет не туда и можно будет сожрать всех пассажиров. По большому счету, для узконаправленного ужастика и так сойдет, лишь бы в нем оказались отлично реализованы хоррор-атрибуты, такие как леденящая атмосфера, густой саспенс и брутальное насилие. Но «Кольцевая линия», увы, не из таких.

Фактически мало-мальское раскрытие персонажей сводится к тому, что нам пунктирно показывают предысторию главных героев, матери-одиночки и ее сына. Из флэшбеков и последующих реплик женщины понятно, что произошла автокатастрофа, в которой она и ребенок чудом выжили, а глава семьи погиб. Реально нужно все это только для того, чтобы потом оправдать достаточно спокойное поведение ребенка при встрече с монстром. Дескать, мальчик пережил жуткую аварию и смерть отца, а после такого никакие чупакабры ему не страшны. На самом деле – так себе художественный прием, поскольку практически все персонажи фильма отличаются железной выдержкой. При виде немыслимой твари никто не орет и не впадает в дикую панику. Формально это можно объяснить шоковым оцепенением, но не настолько же коллективным! Скорее, актеры и не пытались особо играть, а режиссера не волновало правдоподобие психических реакций героев. А вот что явно интересовало постановщика, так это облик чудища.

По-хорошему, стоило пойти по пути Ридли Скотта в легендарном «Чужом» и показывать монстра порционно, чтобы в кульминации представить его во всей ужасной красе. Но Чуа явно решил, что его чудо-юдо и так вышло ошеломительно крутым, поэтому его нужно показать сразу, не строя повествование на страхе неизвестности. Посему, не считая фрагментарной дежурной саспенс-прелюдии, когда «нечто» скрыто во тьме, в первой же полноценной хоррор-сцене ящерица-переросток обстоятельно демонстрируется при ярком освещении. Буквально! Тварина врывается в вагон метро, все завороженно на нее смотрят, не двигаясь с места, а монстр и так повернется, и сяк: вот какой я прекрасно-ужасный! Что же до качества его визуального исполнения, то, наверное, для внутреннего сингапурского кинорынка оно даже и неплохо, но для мирового избалованного зрителя это зрелище, мягко говоря, ничего особенного не представляет. Ну да, аккуратно нарисованная страхолюдина… которая вполне могла бы быть героем мультика для малых деток. При значительной насмотренности монстр-муви здешнее чудище не работает никак, оно слишком отстало от международного кинохоррора.

Те же проблемы у фильма и с другими потенциально вкусными жанровыми фишками. Кое-какая кровь в кадре есть, но в целом создается впечатление, что убийства максимально адаптированы под детскую аудиторию, дабы насилие оставлять вообще за кадром, где только можно, а в динамике показывать лишь аляповато реализованные стремительные атаки монстра. Саспенс как таковой не работает, потому что чудовище показали сразу и в дальнейшем какого-либо психологического нагнетания в режиссуре нет. Герои, за исключением главных, существуют в кадре либо для того, чтобы выражать обеспокоенность, находясь в безопасном месте (речь сейчас о техперсонале в диспетчерской), либо чтобы быть скучно убитыми. Ну, и развязка не несет каких-либо сюрпризов. Такой же унылый «большой бум!» в дешевой локации, с нарисованным пламенем и сопроводительными пафосными фразами.

В итоге «Кольцевая линия» – откровенно плохое кино, способное как-то зацепить лишь совсем неискушенного зрителя, который только в самом-пресамом начале знакомства с жанром ужасов. Никакого диковинного национального колорита в фильме не ощущается, и воспринимается он как потоковый, очень дешевый мусор, когда краем глаза наблюдаешь какое-то мельтешение на экране, не вникая в сюжет.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)