DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ОМУТ

Стадии принятия ужаса. Часть 2. Стадия гнева

На протяжении средневековья принятие ужаса обществом находилось на стадии гнев. Этот период человеческой истории, пожалуй, наиболее проблематичен для нашего обозрения. Одна из самых сложный проблем — выявление самого дискурса об отношениях средневекового общества с ужасом. Сложность проблемы обоснована несколькими факторами.

Первый фактор из них, это сама формулировка феномена ужасное. Ужаса было слишком много, но был ли он сформулирован как культурно-эстетическая величина в мировоззрении средневекового общества или воспринимался исключительно как отражение эмоции – вопрос, на который нет однозначного ответа.

Второй фактор. эпоха Средневековья – это рассвет гностицизма, ряда учений, провозглашающих идею о бренности и ужасности материального мира, ставшего местом заточения для человеческих душ. Сам гностицизм во многом сложился на почве раннего христианства с вкраплениям инорелигиозных элементов. В ранний период, когда ещё не было вселенских соборов и многих канонов, находились люди, которые строили религиозные представления, основываясь на личной философии. Сложившиеся побочные раннехристианские учения обросли легендарным содержанием с различными добавлениями из иных религий.

Гностицизм

Гностическая космогония более разветвленная, подробная и сложная, нежели классический библейский миф. Гностиков не устраивал образ бога, переданный в библейских исторических книгах: вполне возможно, что в их мироощущении не умещалось жестокость материального мира с высшим божеством, которое ассоциировалось со светлым и идеальным. В процессе дробления божественной субстанции возникли эоны. В представлениях гностиков эон София, олицетворение мудрости, родила грозную тварь Демиурга – в ранних гностических текстах указывается под именем Ялдабаоф – который создал кошмарный материальный мир, чтобы истязать людей. Иначе говоря, наш мир – это специально сотворённый Демиургом ад, куда он помещает пойманные в высшем мире души и издевается над ними. В некоторых трактовках указывается, что Демиург питает ненавистническую зависть к человечеству, он ищет и пожирает души даже после их смерти. Гностики пытались укрыть тело своих покойных братьев от демона материального мира, чтобы те после смерти могли воссоединиться с Плеромой - божественным Абсолютом. Но в какой степени для нашего разговора допустимо приводить в пример гностические учения как сформировавшийся феномен ужаса? Думаю, ни в какой. Ужас гностиков перед материальным миром, царством Демиурга, – это нечто близкое к праведному гневу.

Третий фактор. В Средневековье стремительно набирали популярность ересь, мистические секты, странные ритуалы и символы. Отовсюду слышались истории о ведьмовских плясках, о дьяволе, бродящем среди людей, о животных как агентах злых сил, о колдовских варевах и чёрной магии. Такие легенды, возможно, и вселяли нечто подобное ужасу, но с позиции современного анализа становится ясно, что здесь в дело вступает четвертый фактор –– религиозная спекуляция. Церковь искренне верила в реальность народных преданий о чудовищных ритуалах, которые якобы проводили представители ереси и сект, и занималась активными поисками мнимых постояльцев мифических встреч. И если сперва борьба католической церкви с «непутёвыми» сектами и еретиками ограничивалась обвинением в служении Сатане – а это вызывало народный гнев и преследование – то с течением времени церковь благодаря буллам пап и сочинениям церковных писателей уже сформировала чёткую доктрину о еретическом культе Дьявола, важнейшим обрядом для которого были ведьмовские шабаши.

Церковный гнев падал на всё, что ужасало в этическом плане и могло пошатнуть авторитет папы. Кроме того, в разных этапах средневековья вспыхивали коллективные страхи перед концом света: люди жили в предвкушении апокалипсиса. Во многом тревожные ожидания скорого светопреставления подпитывались церковной повесткой средневековья и ренессанса. Так, например, в XVIв. на одной из своих проповедей страсбургского священника Иоганна Гейлера звучал призыв, содержание которого можно выразить мемной фразой Гендальфа: «Бегите, глупцы!». Гейлер говорил:

Лучшее, что можно сейчас сделать, – говорил Гейлер – это забиться в щель, спрятаться в своем углу, следовать заповедям Господа и творить добро, чтобы обрести вечное спасение

О страхе перед божьим судом в других этапах средневековья свидетельствуют «Комментарии к апокалипсису» – сочинение церковного писателя Беата Лиебанского (VIIIв), Книга XX из труда «О граде Божьем против язычников» Августина Блаженного, латинские поэмы Коммодиана Газского (IIIв) и другие. Исследователи отмечают, что средневековые думы об апокалипсисе уходили корнями в страх иноверческого вторжения с востока.

Апокалипсис есть гнев божий, который должен был обрушиться на человечество, погрязшее в тёмном и ужасном. Таким образом, мы приходим к пониманию, что отношение ужаса и общества в средние века вполне вписывается в стадию гнева. Гностики гневались на Демиурга – то, что порождало ужас – и шли на уловки, чтобы вернуть собратьев в лоно Плеромы. Простой люд гневался на ведьм и колдунов – то, что вселяло ужас – и уничтожал их мнимых агентов (кошек, козлов и т.д). Церковь гневалась на ересь – то, что, по её учениям, вселяло ужас, ставило под сомнение её авторитет – и всячески истребляла еретиков. Бог гневался на человека погрязшего в ужасном. Круг замыкается. Поэтому стадия принятия ужаса в средневековом обществе века вполне – это стадия гнева.

Такой порядок вещей сохранялся и в эпоху ренессанса, когда на авансцену общественной повестки вышли гуманизм и античный идеал, а изобретения Галилея и Кеплера показали человеку, что не космос крутится вокруг его прекрасной юдоли, а наоборот. К слову, эта же идея, гелиоцентризм, также уходит корнями в античность – в пифагорейскую школу. Конечно, идеи гелиоцентризма были и в средние века – здесь можно вспомнить и индийского астронома Ариабхату и астрономов обсерватории Улугбека –– но наш разговор идёт исключительно о западной культуре.

Читайте также

Стадии принятия ужаса. Часть 1. Стадия отрицания

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)